Понедельник, 20.05.2024
"Лики Бытия"
Меню сайта
Форма входа
13
Евангелие описывает интересный случай, как говорит само Писание к Иисусу подошли «…некоторые из саддукеев, не верящих в воскресение…» (Луки 20:27-32). Они ссылаются на закон Моисея, говоря:
«Учитель, Моисей написал, что если женатый человек умрёт бездетным, то брат его должен женится на вдове и иметь детей, чтобы продолжить род умершего брата. Было семеро братье. Первый женился, но умер бездетным. Затем второй, а потом и третий женился на этой женщине. И все семеро умерли, не оставив детей. Последней умерла женщина. Так чьёй же женой будет она, когда они все воскреснут? Ведь она была женой всех семерых братьев» (СоП).
Саддукеи не верили в воскресение и желали оправдать себя и свою жизненную позицию таким вопросом (Деяние 5:17 упоминает саддукеев как некоторую «ересь» внутри иудаизма того времени). Как кажется, их вера вполне была обоснованна и логична. Вера в буквальное воскресение, для саддукеев, означала бы, прежде всего, что жизнь до смерти и воскресения является временной. В этой жизни материальные ценности являются не целью, а средством, поэтому необходимо творить добрые дела, употребляя эти средства, как и учил об это Христос. Огромные богатства и власть несовместимы с такими постулатами. Положение, которое они занимали, для них было целью, то есть наградой за дела. Они потому и богаты, что ведут себя праведно, а не потому, что это всё свалилось на них случайно, наступил то самый «время и случай». Поэтому для них эта жизнь уже была как бы наградой, а всё остальное эфемерно, и действительно, не лишаться же богатства ради «сказок» о непонятном будущем? Как сказал о похожем Иисус: «…они уже получили свою награду» (Матфея 6:2,5). Это не означает, что саддукеи не верили в продолжение жизни в том или ином виде после смерти, это бы противоречило их вере в Бога. Скорее всего, они просто, в борьбе за положение и власть, занимали точку зрения - ненужно рассуждать и строить догадки, подобно фарисеям, и предположения о том, о чем никто не знает. Всё что необходимо, так это тщательно соблюдать данный нам закон, а Господь Бог, когда явится и установит свою власть, рассудит всех позже. Это хоть как-то оправдывало их положение, богатство и господство в обществе. Что-то подобное мы встречаем в рассуждениях самарянки:
«…знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все…» (Иоанна 4:25). «Возвестит всё» – выражение, отражающее не только ожидание, но и возможно отсутствие объяснений тех или иных мест Писания, провозглашая больше исполнение закона, а не его обсуждение. Самаряне похожим образом, подобно саддукеям признавали только ограниченное число книг канонических Писаний, и не принимали во внимание обширные иудейские трактования этих книг.
Но о чем же идёт речь и в какое воскресение не верят саддукеи? В Луки 20 глава речь идет о буквальном воскресении в теле, притом в том же теле, что и было изначально. Женщина не могла быть буквальной женой сразу всех семерых мужчин, как об этом говорят саддукеи. И самое удивительное, что далее никто не поправляет их, а обсуждение ведется вокруг проблемы буквального телесного воскресения, которое должно произойти в будущем, то есть это время еще не настало и его еще необходимо будет достичь, как это следует из дальнейшего ответа Иисуса (Луки 20:34-38, Современный Перевод):
«Живущие ныне женятся и выходят замуж, но некоторые будут сочтены достойными, воскреснуть после смерти и обрести новую жизнь. В той жизни они не будут жениться, и выходить замуж, но будут бессмертными (и умереть уже не могут, Синодальный перевод), подобно ангелам, и станут детьми Божьими, будучи воскресшими, из мертвых. О том, что мёртвые восстанут, ещё Моисей ясно сказал, когда говорил о пылающем кусте и назвал Господа «Богом Авраама, Исаака и Иакова». Он не Бог мёртвых, но живых, ибо все принадлежащие Богу, живы».
Такое представление о будущем воскресении, несомненно, влияло и на похоронные обычаи того времени, если судить об этом по произошедшему с Лазарем:
«Иисус же, …, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. … Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.» (Иоанна 11:38-44).
Интересно посмотреть с этой точки зрения на евангелия. Как описывают это евангелия, да и сам Христос, и позже его апостолы совершали буквальные воскресения мертвых людей, чем отчасти и подтверждали свои способности данные от Бога. «…Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете…» (Деяния 2:22). Здесь Пётр ссылается на чудеса, как на веский и неопровержимый аргумент. Однако обо всём, об этом лучше поговорить отдельно, чтобы не отвлекаться пока от основной мысли – брачный союз.
14
Все же для некоторой законченности начатого необходимо будет еще сделать пару отвлечений. Саддукеи ссылались на закон, который дал Моисей, это было отправной точкой их учений. Сам закон исходил от Бога, поэтому все, что там было написано, служило основанием для их веры. В противовес фарисеям, которые записывали множество устных преданий и иногда вольно толковали пункты закона, саддукеи старались придерживать того, что «точно исходило» от Бога. Однако, увлёкшись борьбой с фарисеями и ставя себя в оппозицию им, они старались, возможно, противопоставить им свои учения, находя противоречия в учениях фарисеев. Таким образом, возможно главный мотив, двигавший саддукеев, был не желание найти ответы в Писании, а ослабить позиции фарисеев, да и самого Иисуса и их влияние на народ.
Из этого можно сделать вывод, что Иисус не говорил с саддукеями о некой небесной надежде, говоря, что люди будут после воскресения «как ангелы на небесах» в буквальном смысле этих слов. Надежда на небесное воскресение на тот момент полностью не была открыта даже ученикам Иисуса, как об этом мы рассмотрим позже. Только после Его вознесения на небо, начиная с пятидесятницы, ученики стали понимать смысл произошедшего с Христом, воскресение к небесной жизни (Деяние 2 глава). Учения Иисуса не были авторитетными для саддукеев и могли казаться спорными, если бы Он начал говорить о том, что было им не знакомо. Ответ же Иисуса был понятен окружающим и весьма логичен для них, так, что многие из участвующих в споре, согласились с Ним и не могли возражать. ««Ты хорошо сказал, Учитель!». И никто больше не осмеливался спрашивать Его ни о чем» (Луки 20:39,40, СоП). Для иудеев тогда была знакома только надежда буквального воскресения на земле. Именно эту надежду и оспаривали саддукеи.
Как видно из того примера, который привели саддукеи, они ссылались на левират, установленный в законе Моисея (смотри Второзаконие 25:5-10). Этот закон служил определённой цели. При разделе обетованной земли между коленами, каждое колено получило свой удел. Этот удел не мог перейти в другое колено в случае смерти главы семьи. Это могло случиться, если бы жена главы семейства после его смерти, вышла бы замуж за кого-либо из другого колена или за другого человека даже из этого же колена (сравни 3-Царств 22:3). Женщине чтобы иметь средства к существованию необходимо было или идти в дом своего отца или выйти замуж. За время замужества она могла много работать в уделе своего мужа, и после смерти иметь некоторые претензии на имущество или сам удел. Поэтому этот вопрос был решен с помощью левирата.
Чтобы сохранять свой удел израильтяне должны были иметь наследника, то есть будущего хозяина этого удела. Каждый праведный израильтянин ждал обещанного Богом семени, поэтому желал иметь наследника и удел. Потерять удел, возможно, означало, что у такого человека нет надежды, что от него произойдет наследник и будущий Мессия, и вообще нет участия в богоизбранной цели, задании, поручении. Отсутствие удела лишало будущих потомков средств к существованию, поэтому имя этого человека могло изгладиться из Израиля.
По словам Иисуса, «некоторые будут сочтены, достойными воскреснуть». «В той жизни… они будут бессмертны… и станут детьми Божьими». Сам левират был отчасти учреждён по причине смертности среди людей даже молодого возраста, как это подтвердил и особо подчеркнул Иисус. После устранения этой причины – смерти – людям ненужно будет прикладывать усилия, чтобы сохранить свой удел. Они смогут жить вечно, поэтому не будут нуждаться в потомках. Следовательно, они не будут нуждаться в левирате. Брак приобретёт несколько другой смысл. Он не будет служить для того, чтобы сохранить удел и чтобы родилось обещанное семя, чтобы дети заботились о родителях в старости. Первый брак, в примере саддукеев, заключался до некоторой степени по любви. По левирату же, овдовевшая женщина должна выйти замуж за ближайшего родственника вне зависимости любит она его или нет, также и у родственника это была до некоторой степени обязанность.
С другой стороны воскресение должно произойти после прихода обещанного семени от Бога. После этого события тем иудеям, как и всем остальным, не нужно будет отслеживать родословные, чтобы знать, кто будет этим семенем, если рассматривать с позиции людей живших тогда. Это означает, что ненужно будет хранить свой удел, как одно из условий, для того, чтобы от этого произошло обещанное семя. После этого, Моисеев закон потеряет свою силу (сравни Иеремия 31:31-33).
15
Если смерть отменяет все брачные обязательства, то после смерти и воскресения у воскресших людей не должно быть претензий к своим бывшим брачным спутникам. После смерти супруга, оставшийся в живых супруг может выйти замуж или жениться снова. Если продолжать рассуждения в том же контексте начатого, то при буквальном воскресении, следовательно, браки будут заключаться, возможно, заново. На заключение такого брака не будут влиять различные обстоятельства, которые имели место во время, когда Бог допустил зло. Ярким примером таких обстоятельств влияющих на брак можно проследить в законе о левирате. В общем случае на заключение брака влияют: обстоятельства, принадлежность к тому или иному сословию, возраст, мнение родственников, языковая, культурная, религиозная и т.д. принадлежности. Мы еще не принимаем во внимание такие потребности человека как смысловые, физиологические, особенности характера и психики отдельного индивида. Апостол Павел указывает косвенно на это:
«Я же говорю неженатым и овдовевшим: для них хорошо не вступать в брак и жить как я. Но если они не в силах справиться с собой, то пусть женятся, это лучше, чем разжигаться страстью…» … «Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть [таковые] выходят замуж…» (1-Коринфянам 7:8,9 СоП, 7:36).
Браки заключают по разным мотивам, но самое главное, что сам первоначальный смысл брака изменился. Другими словами из приведенных рассуждений можно понять, что за первостепенными причинами стоит, прежде всего, сегодняшнее состояние. И сам брак сейчас наполняет его некоторыми отдельными смыслами или суррогатами, только отдалённо напоминающими первоначальное состояние. Однако без этого не всякому человеку подсилу осмысленно пребывать в действительности, не говоря уже о других обстоятельствах. Но из рассуждений Павла в 7 главе совсем не следует, что те, кто разделяет его позицию по отношению к браку лучше других в глазах Бога, чем остальные, совсем нет.
Из того с кем говорил Иисус и самого Моисеева закона можно сделать вывод, что Иисус не говорил о некой небесной надежде. Однако будут ли люди вступать в брак или нет, когда воскреснут? Одно становится понятным, левират, как и Моисеев закон, потеряет окончательно тогда свою силу, и окончательно брак будет соответствовать замыслам Бога. Из слов Христа можно сделать вывод, что люди станут, подобны ангелам в том смысле, что не будут умирать, и будут жить вечно. Поэтому Иисус не говорит и не подразумевает, возможно, что воскресшие не будут вступать в брак вообще никогда, как будто это приказ или намеренье Бога для всех сейчас или тогда живущих. Будто бы намеренья Бога вдруг внезапно изменились по отношению к человеку и брак есть нечто плохое или даже греховное, нет. Принимая во внимание то обстоятельство, что речь идёт о левирате, Иисус говорил, что люди после воскресения «не будут жениться и выходить замуж» в том смысле, что не будут этого делать по тем причинам, на какие ссылались саддукеи и какие являются самыми распространёнными после грехопадения.
Однако такие браки будут создаваться для несколько других целей, чем это происходит сейчас или тогда, когда жил Иисус. Сегодняшние побуждения и основания для вступления в брак исчезнут, а это означает, что, прежде всего, чтобы вступать в брак на новых основаниях, какие были заложены первоначально Создателем, необходимо еще достичь этого первоначального состояния. А это судя по всему не такой быстрый процесс.
16
Для понимания некоторых причин можно вспомнить еще один пример. Несколько необычный случай произошел с Ревеккой (будущей женой Исаака), необычный с современной точки зрения или взглядов. Раб Авраама был послан, чтобы привести жену Исааку из той земли, где первоначально жила семья Авраама. Интересно отметить, что сама Ревекка согласилась пойти в далекую землю и выйти замуж за человека, которого она никогда не видела. Что побудило её так поступить? Получается, что для Ревекки внешний вид и другие особенности Исаака, стояли на втором месте. Скорее всего, её в меньшей степени интересовали такие подробности: какое там жилье, какие там живут люди, их нравы и т.д. понравится ли все это ей. Также она не тяготилось тем, что ей придется оставить своих родных и друзей и вероятностью того, что она не увидеть их больше никогда. А также то, что ей придется оставить спокойную городскую жизнь в цивилизации и придется кочевать вместе со скотом и своим будущим мужем. На её поведение, несомненно, повлияла её религиозные представления и то, что она узнала от раба Авраама.
Интерес представляет само описание и движущие мотивы вступления в брак, которому посвящена целая глава в книге Бытие. Ревекка, как и её родственники, верила в Бога и поклонялась Ему. Хотя она и была в некотором родстве с семьёю Авраама, и в те времена, возможно, было принято выдавать замуж за дальних родственников, все же Ревекка сделала этот шаг, больше полагаясь на свою веру. Ведь она могла выйти замуж и оставаясь в родных местах. С другой стороны дело представлено так, что она знала - именно Бог послал своего ангела, по словам слуги Авраама и Бог, таким образом, выбрал её для исполнения будущих обещаний связанных с рождением Мессии. В дальнейшем на это указывает апостол Павел:
«Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования» (Евреям 11:8,9).
Она желала участвовать в Божьих планах, для неё это было главным мотивом, а не реализация своей свой женской сущности – выйти замуж и родить детей, иначе нет смысла проделывать такой сложный путь куда-то, если реализовать себя можно и дома с не меньшим успехом. Поэтому не удивительно, что её родственники провожая Ревекку в путь, пожелали ей того, на что она и сама надеялась и желала исполнить - сыграть определённую роль в намерение Бога:
«Сестра наша, да родятся от тебя миллионы и да победят твои потомки своих врагов и захватят их города!» (Бытие 24:60, СоП).
Такая мотивация вступления в брак проходит как генеральная линия на протяжении дальнейшего повествования Библии:
«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева.» (Псалом 126:3)
Дети считались не только наградой, но и тем, что дано свыше от Бога, то, что было доверено для воспитания, для исполнения определённой цели. Отсутствие детей считалось чуть ли не наказанием. Можно вспомнить несколько подобных случаев (Бытие 30:22,23; Судей 13:2-8; 1-Царств 1 гл.; 2-Царств 6:14-23;). Апогеем можно считать случай описанный в евангелии. Множество людей следует за Иисусом, и при проповеди и обучении многие начинают веровать в Него. Одна из женщин проникшись учением Иисуса и общим настроением народных масс, восклицает:
«Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.» (Луки 11:27,28).
Мы видим, что смыслы и значения брака резко изменился после изгнания Адама и Евы из рая. Хотя с появлением Христа, рождение наследника перестало быть определяющим, все же мало что изменилось. Два автономных индивида, не имеющий представления друг о друге, со своим инструментарием, вступают в брак для определённой цели и хорошо, если эта цель одна, а не две разные, на договорной основе, для реализации себя.
17
Создается такое впечатление, что доминантой является инструментарий, особенно в ограниченном времени жизни, времени деторождения. Растянись это время на чуть больший период, вопрос брака не стоял бы возможно так остро. Как сообщает Бытие при сроке жизни в несколько столетий, вступление в брак и рождение детей значительно отодвигалось:
«…Енос жил девяносто лет и родил Каинана. По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер. Каинан жил семьдесят лет и родил Малелеила. По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер…» (Бытие 5:9-14).
В другом месте Писания, рассказывается история, произошедшая намного позже, когда продолжительность жизни значительно уменьшилась:
«В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части; Анне же давал часть особую, ибо любил Анну, хотя Господь заключил чрево ее. Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее. Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала и не ела. И сказал ей Елкана, муж ее: Анна! что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей? … И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала» (1-Царств 1:4-10).
Хотя острота переживаний Анны отчасти вызвана соперничеством, потерей смысла и ощущением внутреннего одиночества, несмотря на любовь и присутствие мужа, с одной стороны, и желанием участвовать в Божьих планах, с другой, остается впечатление, что каждый использует тот набор и те инструменты, какие имеет и только в этом видит себя. И такое положение вещей остается даже в самом сакральном, в поклонении и служении Богу. Примечательно, что её муж не проявляет большого беспокойства по поводу отсутствие у Анны детей, здесь мы видим даже некоторое непонимание ситуации с его стороны. Действительно, ведь он то реализовал себя и отчасти исполнил свою роль, как она понималась тогда, имея собственных детей от другой женщины.
В этой палитре чувств и отношений и улавливается где-то суть, основа, двигатель сегодняшнего мира. Ограниченность доставшееся от Адама лежит в основе, на котором и «молотит» сам движок. Но это не является надёжным основанием, как будто «любовь между мужчиной и женщиной спасёт мир», как об этом представляется в литературе, кино, искусстве и т.д. Само основание имеет довольно шаткое положение, и даже такие сильные инстинктивные чувства как материнство и естественная любовь к ребенку, под давлением обстоятельств могут отступить на задний план. С переменой обстоятельств изменятся и сами основы, а также смыслы.
18
Руководствуясь только инструментарием данным нам, такое руководство приводит ко множеству проблем во взаимоотношениях полов. Это можно наблюдать в случае с Амноном и Фамарью:
«…И я, куда пойду я с моим бесчестием? И ты, ты будешь одним из безумных в Израиле. Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе. Но он не хотел слушать слов ее, и преодолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею. Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней; и сказал ей Амнон: встань, уйди. И [Фамарь] сказала ему: нет, прогнать меня - это зло больше первого, которое ты сделал со мною. Но он не хотел слушать ее» (1-Царств 13:13-16).
Проблема заключается не только в том, что через такие действиям унижается другой или могут быть задеты чувства, как в описанном случае, не только в проблемах со здоровьем, на что косвенно указывает апостол Павел:
«Бегите от разврата. Все другие грехи человек совершает не по отношению к собственному телу, а половое распутство - это грех против своего же тела.» (1-Коринфянам 6:18 СоП, IBS).
Хотя Павел рассуждает о духовной принадлежности христиан, всё же, в те времена господства Римской империи, разврат приводил к распространению венерических заболеваний, которые плохо поддавались лечению. И дело не в том, что благодаря этому может зародиться жизнь, которая останется без одного из родителей или может быть даже прервана. В механизмах зарождения такой жизни и сейчас многое остается тайной, что указывает на нас лишь как на инструмент:
«Как ты не знаешь путей ветра и того, как [образуются] кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Екклесиаст 11:5).
Вполне этих поводов должно быть достаточно, чтобы хотя бы задуматься, но здесь нас интересует, прежде всего, не моральная проповедь, а причины. Оставшись без связи с извне, по сути своей, человеку ничего не осталось, как только инструментальный подход к миру, через ощущения и чувства, опыт, через инстинкты. Но, руководствуясь только этим и ставя свои ощущения во главу угла, человек сводит божественное к нулю, поэтому, судя по всему, это и есть тот грех какой совершили Адам и Ева, пойдя на поводу своих желаний, за что они и были выгнаны из рая.
«…Бог отдал их на произвол их же собственных низменных желаний и они сами оскверняли свои тела нечистотой… оставил их на волю их постыдных страстей…» (Римлянам 1:24-26)
Конечно, без потери того, что было у первых людей, решались бы многие теперешние проблемы в браке – от измен, до непонимания. Человеческая пара ранее рассматривалась как единое целое, не по отдельности, а как неразборный механизм и отдельные функциональные части которого имеют намного меньшую ценность, чем весь он в сборе. Это полноценный организм взаимодействия и здесь нет пола, он преодолён, поэтому и не было необходимости вообще искать чего-то другого на стороне. Можно ли сейчас сделать что-то подобное, скорее всего, нет, как и сказано в «проклятии» Адаму и Еве. Что не делай, все будет в той или иной степени одно и тоже и будет мало зависеть он партнера, в силу отсутствия самого главного. Это может принести только разочарование с одной стороны и требование того, что не может дать другая сторона, и как следствие обида, раздор, месть и т.д.
Эти выводы никак не должны отражаться на сегодняшнем положении вещей, но наоборот должны помогать людям в их браке и без него. Каждый делает свой выбор:
«Относительно же безбрачных у меня нет повеления от Господа, но, получив от Господа милость быть верным, я могу сказать так: … Если ты уже состоишь в браке, не пытайся развестись. Если же ты не женат, то не ищи жены. Но если ты и женишься, не согрешишь, и если девушка выйдет замуж, не согрешит. Однако у вступающих в брак появятся в жизни новые трудности, а я бы хотел уберечь вас от них… » (1-Коринфянам 7:25-28).
Так много позже событий в Едеме рассуждает апостол Павел, не навязывая своей воли. Но за этими словами, конечно же, скрывается что-то, то есть определённая логика и смысл, который мы постарались понять, рассматривая события в Едеме. Что же можно добавить в конце? Вспомним, что в Едеме:
«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.» (Бытие 2:22-24).
Для нас сегодня это может звучать несколько «диковато» и действительно - понравились ли бы они друг другу, как это происходит сегодня при знакомстве и свиданиях? Можно ли представить себе, что у них сразу всё не заладилось и они разбежались по разным углам? Или, как обычно, мы погрязнем в лабиринте проблемы «свободы воли»? (которую здесь мы старались избегать до этого момента). Смысл её примерно сводится к следующему - Если у них всё так произошло хорошо, в смысле первого контакта и последующего общения и жития, то никто из них не обладал свободой выбора, Бог, зная о них всё, сотворил их специально друг для друга, и им некуда было деваться, чтобы они не делали! С сегодняшних позиций это выглядит довольно неразрешимо.
Эту проблему можно, однако, легко «обойти», если вспомнить, что человек надёлён в этом вопросе некоторыми механизмами, которые в большей степени утрачены после согрешения. Однако намёк на оставшиеся части этого механизма можно найти в Писании. Это не только сами выражения – «оставит», «прилепиться», передающие некоторый процесс перехода от одного образа мысли и действий к другому, но и такие выражения как:
«Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице» (Притчи 30:18,19).
Книга Притчей призвана, по большей своей части, уберегать от неправильных поступков и мотивов ведущих к ним. Однако в ней мы видим описание некоторых механизмов взаимодействия с миром. Трудно себе представить как именно и до конца действует этот механизм, как два разных человека решают в один прекрасный момент, что они представляют собой единое целое, и сам этот факт не нуждается для них в доказательстве и само по себе это весьма очевидно для обоих? Совместные и общие цели, одинаковое представление о мире и т.д., что составляет современную основу и о чем мы рассуждали выше…, или понимание целостности и единения наполняющее смыслом, и сам этот появившийся смысл становится более важным, чем какие-то мелкие личные привычки, которыми без труда можно пожертвовать....
Понятно, что с потерей связи с извне, остались только обломки, которые не дают полного представления. То, внезапное и бесценное чувство, та влюбленность и эйфория, возникшая в юном возрасте, со временем приводит к чувству, что люди оказались все же немного разными, и совместная жизнь протекала всё в том же русле – русле проб и ошибок, взаимной договорённости. Другими словами механизм есть (вернее его остатки), а связи нет. Однако наделённые полноценным аппаратом взаимодействия Адам и Ева легко могли преодолеть любые кажущиеся барьеры.
Теперь поговорим немного об истории – истории человечества, истории потомков праведного Авраама и его самого, проследим, как Бог взаимодействовал с людьми.
 
Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz