Понедельник, 20.05.2024
"Лики Бытия"
Меню сайта
Форма входа
9
Из слов Павла также вытекает, что как Христос был равен Адаму, так и первоначально Адам был равен Христу. Адам, будучи совершенным сыном Бога, мог пользоваться всеми привилегиями своего положения, то есть совершать те же чудеса, что и в последствии делал Иисус, и обладал теми же способностями, какими был наделен Христос. Однако в раю, как мы понимаем, не было ни малейшей возможности для их применения. Всё необходимое там было и не могло быть ни доли вероятности происшествия чего-то не запланированного, в смысле несущего вред или представляющего опасность существования первых людей. Только они сами могли сделать что-то вредоносное или нанести себе непоправимое. Весь этот мир был придуман и вращался вокруг венца творения, принося удовлетворение всем его участникам, привлечённых к этому процессу. Запущенный изначально механизм работал как часы.
Похоже, что тоже самое, но в меньшей степени относится и к людям и сейчас, несмотря на пребывание в некоторой отстраненности от Бога. Как указывает Христос: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить…» (Матфея 10:28). Несмотря на все испытания в жизни, человек волен сам отказаться от всего, если это его волевой выбор, если это его желание и стремление. Скорее всего, по этой причине Иисус не желал принимать некий напиток (вероятно содержащий доступные тогда наркотические вещества для притупления боли) перед распятием, чтобы сохранить ясность ума (Матфея 27:34). Это был Его разумный и волевой выбор исполнить всё до конца, без «провала» в неосознанный наркотический угар.
Рассуждая далее, и имея введу чудеса описанные в евангелиях, интерес представляет сам человек и его мироощущения до грехопадения, то есть его существование как сына Божьего. Это должно помочь и нам понять и ощутить – а, что значит быть сыном Божьим? В какую сторону «двигаться» то?
Адаму, будучи в раю, ненужно было опасаться чего-либо. Какие бы животные и какой величины не окружали бы его, какие бы растения и какой высоты не росли бы, они никак не могли сказаться на благополучии Адама, случайно нанеся ему вред. Они не могли случайно наступить на человек или упасть от легкого порыва ветра. Проводя аналогию с евангелиями можно было бы отметить:
«… и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Матфея 4:5,6).
Христос, находясь на такой высоте, знал, что Он и так не преткнется. Страх, какой можно ощутить только от одного представления высоты рождается в нас от того, что мы не «видим» сил которые могли бы поддержать нас, а надеяться только на себя, что мы удержимся и устоим, что случайно не оступимся, вызывает некоторые сомнения.
Иисусу не было никакой необходимости показывать насколько Он «крут», даже если бы Он и шагнул в низ. К этому могла побуждать только гордость, то есть полное отсутствие «виденья» тех, Кто все-таки стоит за Ним и самой целью Его визита. А это напрочь отсутствовало у Иисуса, иначе бы Он не смог совершить того, что совершил. Дьявол, вознесший Его на это высокое место, не мог причинить Христу какого-либо вреда или ущерба, как бы он этого не хотел. Искушения взывали к определённым чувствам и мотивам, особенно они затрагивали тех, кто вырос в том иудейском обществе питаемым «ветхим заветом» переложенным на свой лад. Живя в том обществе, обычному человеку невозможно было бы противостоять им, и с большой долей вероятности он мог бы сделать что-то непоправимое, нанеся себе вред, следуя своим желаниям в подобных искушениях.
Поэтому можно сказать, что евангелия отражают и раскрывают как бы суть происходившего в Едеме, здесь и там мы видим дела двух равных по своему статусу людей. Это заставляет совсем по новому взглянуть и на сами евангелия, посмотреть на них с оглядкой на происходящее в Едеме, на то как сам Адам вел и чувствовал себя находясь еще в Едеме, то есть до своего изгнания. Посмотреть на Адама не только с точки зрения последующего искупления, но и на его ощущения, чувства, мысли и сделать это не из простого любопытства, а из желания понять сам Божий план для человека.
Действительно, Адам также не испытывал страха перед незнакомым ему миром, мир который ему только предстояло освоить и понять. Находясь в Едеме, он также как и Христос, мог «видеть» этот мир, и знать заранее, что может произойти. «Ангелы» поставленные над ним давали не только знание и понимание мира, но и ограждали от случайности. После такая защита была снята, и в мире воцарился другой закон: «…не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их… » (Екклесиаст 9:11). Как об этом констатировалось позже умудрённым и испытавшим многое Соломоном.
10
Отвлекаясь от основной цели изложения, неудержимо влечет к тому, чтобы взглянуть на жизнь Адама изнутри, до момента его согрешения, когда его жизнь протекала в раю, в той степени насколько это позволительно для нас сейчас.
Итак, Адам один в раю, пребывает в счастье и вдруг, не с того не сего – «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.» (Бытие 2:18-20).
После прочтения этого текста возникает вопрос, а разве Адам нуждался в ком-либо? Если отбросить «техническую часть» такую как размножение (разделение полов по функционалу, т.е. функциональному назначению, в данном вопросе), то есть воспроизводство и рождение детей и их последующее «выращивание» (воспитание), которое должно происходить при участи обоих полов. Любой технический вопрос можно было бы решить любым другим способом.
Тогда на первый взгляд непонятно, человек изначально был создан с неким изъяном, нуждающимся в некой подпорке и помощнике? Не это ли уязвимость впоследствии привела его к согрешению? Другими словами человек нуждался в ком-то облегчающим его жизнь? Конечно, нет. (Искушенный читатель иногда задается более тонкими вопросами типа: был ли у Адама, например, пупок, если он был сотворён, а не рождён? Ответ на который трудно дать опираясь только на текст Бытия.).
Здесь нет смысла винить ту или иную сторону, искать тонкое место, которое порвалось или должно было порваться рано или поздно, слабое звено, обрушившее всё, разделять одного от другого. Хотя сатана и действовал через Еву, привлекая её внимание через змея, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Бытие 3:1). (Как, указывают некоторые исследователи, змей был «осторожнее всех зверей», а не хитрее, Бог не заложил в него какую-то искушающую хитрость изначально). По своим повадкам это чувствительное животное, ведущее относительно скрытный образ жизни, которое не часто встретишь на открытом пространстве, так как оно уползет еще до появления на этом месте кого бы то ни было. Это в конечном итоге, да и само открытое обращение «змея» привлекло внимание Евы. Он как бы нес скрытые знания, не лежащие так просто на поверхности. То есть, ей как бы крупно повезло встретить его случайно. Тем не менее, виноваты оба и вот почему.
Действительно, еще до сотворения Евы, но после появления Адама, Бог сказал: не хорошо быть человеку одному. Эти слова указывают на некий план, заложенный еще до сотворения Адама, да и сама инициатива исходила от Бога, как основателя и создателя мира. План, по которому людей должно быть двое в одной плоти и представлять они должны были собой единое целое, при этом нельзя забывать, что все события разворачиваются до их выбора и изгнания из рая. Адам и Ева имели между собой связь значительно превышающую сегодняшнюю. Здесь мы подходим к самой основе брака между мужчиной и женщиной, заложенной изначально, и далее попытаемся взглянуть на него со стороны.
11
Действительно человек не был создан, чтобы жить в одиночестве (или как это можно назвать в полной самобытности), как и сказано в Бытие. Опять таки мы не будем касаться «технической» стороны; для размножения людям было бы достаточно сходиться на какое-то время и после выполнения своих обязанностей разбегаться вновь, независимые друг от друга они обитали бы по отдельности. И только бы вынужденно находились совместно какое-то время. Это если учесть тот способ решения вопроса размножения, какой есть сейчас. При другом способе решения этого вопроса всё могло быть по другому.
Мы видим, что Адам пребывал в раю некоторое время и должен был осознать, что и ему необходимо помощница. «Не хорошо быть человеку одному…» - это замысел самого Создателя. Способ, которым Он сотворил Еву, также указывает на это – она взята от Адама - одна плоть. Ева же вообще не находилась одна где бы то ни было даже короткое время:
«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Бытие 2:21, 22).
После сотворения Бог сразу привел её к мужу. В чем сущность всего, что здесь сказано? Можно сказать, что они дополняли друг друга и только в этом состоянии являлись частью чего-то целого, того, что и было задумано для их совершенного существования первоначально. Целое, то есть не делимое.
Связь друг с другом, полное доверие к другой половине, как если бы это было продолжение тебя - это ты сам и есть. Это ты только находишься в другом и наделен несколько другими качествами. Даже если они оба поменяется функционалом в прямом смысле это слова (женщина станет мужчиной и наоборот, что уже вполне возможно буквально при современной медицине), то через какое-то время они станут поступать также как и их половинка, до такого преобразования. Между двумя образуется метафизическая (буквально выходящая за рамки физического мира) связь, они оба думают об одном и том же только с разных точек зрения, дополняя мысли друг друга, делая картину представления окружающего их бытия более полной. Это разные инструменты или способы взаимодействия с действительностью разнесённые физически, находящиеся вместе.
От побуждения и действия каждого в этой единой команде зависит функциональность и всего целого под название семья. Все, что принадлежит другой половине, есть твоя часть, часть, составляющая единое целое, поэтому «…были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Бытие 2:25). Действительно чего стесняться, если это единое целое, как каждый сегодня из нас не стесняется наготы своего тела, находясь с ним один на один.
Можно сказать, что разделение в плоти не разделяет духовно, они остаются одной плотью. Единый «организм» разделён на плотские половинки, каждая из которых не является второстепенной или менее важной, просто является другой и отличной от составной части. Это так же, как нельзя выделить какой глаз или рука важнее левая, (менее сильная у правшей), или правая, но вместе глаза, например, дают стереоэффект, различающий расстояния, а руки так удачно дополняют друг друга, что производят поистине шедевры в искусстве, науке или технике.
Смысл этого – удовлетворение и радость взаимодействия в достижении поставленных целей. Плотское и физическое – то, что сейчас является самым важным, как нам об этом вещают отовсюду, являлся лишь инструментарием. То есть неким инструментом, который необходим лишь для исполнения какого-либо задания и «достается» лишь только тогда. Сам инструмент представляет собой второстепенную часть по сравнению с самим взаимодействием и не является определяющим. Он стал таковым только после потери связи с извне. То есть, то, что было второстепенным, помогающим, сопутствующим вдруг превратилось в одно из самых важных и стало практически основой взаимодействия. Можно задать контрольные вопросы – красилась ли Ева в раю косметикой или чем-то заменяющим её, чтобы оказать влияние на Адама и не чувствовать себя «замарашкой»? Ходил ли Адам в спортзал-качалку, чтобы выглядеть лучше?
Полнота – божественная принадлежность, то, что и составляет совершенство, спокойствие и счастье. И наоборот, раскол, разделение неуверенность и проявление малейшего недоверия или страха неотвратимого наказания после совершенного преступления, то есть потеря божественного совершенства ведет к автономному существованию. Автономность – вечный поиск того, что лучше и где лучше со всеми вытекающими отсюда последствиями, где инструмент становится во главу угла, где само мышление становится инструментальным, так как ничего другого-то, в сущности и нет. И это состояние пытаются представить нам как фундаментальную данность, существовавшую изначально. Разделенные части целого неоднородны и неодинаковы по своему составу. Здесь и появляются различия и несоответствия одного другому. Потеряв связь с божественным, человек живет по принципу: мне хорошо, а значит и все хорошо, не обращая внимание на возможные последствия.
12
Ева польстилась на то, чтобы быть автономной и как ей казалось, она станет независимой не от кого, тоже сделал позже и Адам. Нести ответственность в том, для чего ты не создан посягать на место других в общем устройстве – есть преступление и грех. Часть претендует на целое, творение как бы говорит Творцу – я буду чем-то другим, как и сказано: «…скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело [скажет ли о тебе]: «у него нет рук?»» (Исаия 45:9).
Прослеживается связь змей – женщина – мужчина. Каждый раз, в этой двухходовой операции каждый участник ставиться перед фактом. Ева представляется как та, которая практически ничего не знает и сама себя ограничивает. Плоды с дерева познания добра и зла можно есть и ничего не будет - вот же он змей заявляет это, значит, он так делал, и с ним ничего не случилось или он знает что-то большее. Откуда-то он это взял!!!
Адам был поставлен перед фактом того, что Ева уже вкусила от плодов и он должен остаться с ней на одной стороне. О мучительных метаниях выбора Адама вообще не упоминается, а говориться только: «… и дала (Ева) также мужу своему, и он ел.» (Бытие 3:6). Да и был ли этот выбор или всё произошло естественно? Не хватило ли Адаму сил самому разрушить то целое и ценное, что было создано на его глазах? Скорее он потерял из виду, того, Кто всё это создал для него. Намёк на некие трудности с какими столкнулся Адам можно увидеть в словах: «…за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него…». Адам поставил авторитет Евы и некоего источника информации выше авторитета Бога, присоединившись к ним. Все же что-то в «голосе жены» ему нравилось более, чем в том, что говорил Бог и именно это ему было вменено в грех, судя по тому, на что здесь обращается внимание.
Никто из них в трудную минуту выбора не обратился за советом к более знающим, Ева к Адаму, Адам к Богу. Они самоустранились, выбрав самостоятельный, автономный путь. Так это выглядит на первый взгляд со стороны. Самым же не понятным в этой истории являются мотивы поведения, особенно с современной точки зрения. Действительно, чего не хватала то? Куда же их «понесло» то? Трудно было ухаживать за садом?
Если поставить себя на место первых людей, то после произнесения фразы: «…нет, не умрете…» (Бытие 3:4), перед ними открылось как бы два равнозначных пути. Тот и тот путь был в их глазах безопасным, то есть не приводил, по словам «змея» к смерти, а значит, уже мог рассматриваться как альтернативный и полноценный. Также трудно себе представить, что Адам с Евой не знали, что за змеем стоит кто-то и как трудно представить, что они случайно были обмануты, как если бы кто-то шел и случайно вступил во что-то. Они поверили этой могущественной силе, более могучей, чем они, и присоединились к ней.
На чем же сыграл змей? Только ли на неопытности Евы, которая поставила своим поведением в тупик Адама? Нет, это был их выбор, чтобы и кто не говорил, они не должны были трогать дерево познания добра и зла. По крайней мере, они могли бы всё исследовать, навести справки, перед тем как что-то предпринимать. Мы не видим мучительных дней сомнений, как это позже наблюдалось у Каина перед окончательным решением:
«И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним…» (Бытие 4:6,7).
Напротив у первых людей всё как-то решилось вдруг и внезапно, как будто бы они были готовы к этому, томясь в ожидании какого-либо предложения. Трудно представить, что им чего-то не хватало или жизнь в раю была тяжёлой и несносной. Пугала ли их длительная перспектива плодиться и размножаться для заполнения земли или они зажелали вдруг чего большего? Тем не менее, они сдались как-то быстро и без борьбы, да и была ли борьба?
В неимоверно сложном материальном мире, настолько сложном, что множество ангелов не остается никогда без дела. Мире, поддерживаемом из вне, необходимо проявлять веру и доверие. Малейшее сомнение вкравшиеся после слов сатаны, побудило их самостоятельно искать пути обеспечения безопасного в нем пребывания, отдельно от Бога. Страх и неуверенность в Создателе стало руководить ими. Для нас в этом нет ничего нового, всё так понятно и привычно. Недоверие между странами, народами, соседями и т.д., людьми, побуждает выставлять всевозможные препоны и заборы, когда руководит страх, все средства хороши. И это можно увидеть из текста евангелия, описывающий случай хождения Иисуса по воде и любопытство Петра:
«Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Матфея 14:28-31).
Что-то подобное, скорее всего, и произошло в Едеме. На руинах былого появились две независимые как бы цельные единицы, единицы отличные друг от друга, как по составу, так и по назначению. Отличие в потребностях, образе мысли, функционировании и действий порождает непонимание. Непонимание ведет к еще большей закрытости, что добавляет проблем к рухнувшей прозрачности. Что для одного из полов является важным и серьёзным, для другого просто вздор и напрасная трата времени. Что же держит сегодняшний мир? На чём же держится брак?
 
 
Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz