Понедельник, 20.05.2024
"Лики Бытия"
Меню сайта
Форма входа

30

 В Египте израильтяне жили отдельно от египтян в плодородной земле. Для них культура и религия Египта была чуждой. Рабский труд, со временем наложенный на израильский народ, также сыграл свое дело. С течением времени Израиль размножился так, что египтяне видели в этом опасность. Зависть и страх перед ними со стороны властей Египта заставляли израильтян сплотиться. Судя по  всему, они не растворились в Египте, так как Фараон боялся, что, «если будет война, сыны Израиля могут вступить в союз с нашими врагами и тогда победят нас и уйдут от нас» (Исход 1:10, СоП).

Хотя израильтяне и сменили в Египте кочевой образ жизни на оседлый, это никак не повлияло на их первоначальные религиозные установки и устремления. Такая смена образа жизни никак не повлияла на те традиции, которых они придерживались. Они не переняли взгляды и обычаи Египта, можно сказать даже противоположное - жизнь в Египте заставила их еще более сплотиться и отделиться от египетского влияния. В Писании при исходе израильтян из Египта мы встречаем такие высказывания:

«Господь сказал Моисею: … Но с народом Израиля я не поступлю так, как с египтянами: в Гесеме, где живёт народ мой, мух не будет…» (Исход 8:20-22; СоП).

«…фараон призвал Моисея и Аарона и сказал им: «Принесите жертвы Богу вашему здесь, в этой стране». Но Моисей ответил: «Мы не можем этого сделать. Египтяне считают, что приносить жертвы Господу (имеется в виду жертвы животных), Богу нашему, отвратительно, и если мы сделаем здесь, то они, увидев, забьют нас камнями» (Исход 8:25-27; СоП).

«Только в земле Гесем, там, где жил народ Израиля, не было града» (9:26, СоП).

В приведенных цитатах видна не только точная локализация места пребывания израильтян, но и их религиозная и культурная идентификация, то есть их полная самобытность и самостоятельность, несмотря на влияние египетской культуры. Перемена образа жизни в Египте (на противоположный прежнему), никак не повлияла на религию израильтян, несмотря на все трудности решения такой задачи, стоящей первоначально перед Иаковом.

Эти рассуждения позволяют ответить на вопросы: «Почему израильтяне не оставили Египет, при благоприятных условиях исхода, до этого, то есть тогда когда непосредственно кончился голод в Ханаане? Почему они прекратили странствовать по земле Ханаана, что так ревностно исполняли их отцы?». Можно утверждать, что это было сделано именно по религиозным причинам.

В Египте народ Израиля мог размножаться до тех размеров, чтобы можно было завладеть обетованной землёй. Возможно, что такой организованный исход, который описан в Библии, если был бы осуществлен раньше срока, мог привести к большим противоречиям с жителями Ханаана и в конечном итоге даже к гибели, так как число хананеев значительно превосходило число израильтян. Или это могло привести к смешению Израиля с этими народами, чего не происходило в Египте. В Египте, в отдалённости, народ Израиля размножался и увеличивался числом для будущего владения Обетованной земли - так можно охарактеризовать этот этап становления религии, заложенной первоначально Авраамом.

В концепцию становления религиозных взглядов Авраама хорошо вписываются и другие эпизоды вошедшие в книгу Бытие. Действительно, если задаться вопросом: «Почему в Бытие вошли одни эпизоды из жизни патриархов, и они достаточно подробно описаны, и не вошли другие (то, что, например, присутствует в комментариях Иосифа Флавия)?». Тем более что между некоторыми эпизодами, встречающимися в Бытие, проходят достаточно большие промежутки времени.

Рассматривая Бытие как этапы становления религии Авраама, можно ответить на этот вопрос. В Бытие вошли только значительные эпизоды из жизни патриархов, которые, так или иначе, в первоначальный этап повлияли на становление религиозных устремлений и  верований Израиля. Тем более, что Бытие написал Моисей перед входом израильтян в обетованную землю, как, возможно, ободрение для того поколения израильского народа. К моменту написания Бытия у Моисея и всего народа было множество оставшихся в памяти других эпизодов и случаев из жизни патриархов, о чем хорошо свидетельствует Иосиф Флавий, давая комментарии к библейским событиям через сотни лет. Однако Моисей, возможно, включил в Бытие только то, что способствовало самому необходимому - закреплению исторических знаний, корней происхождения религии Израиля, а также дальнейшему развитию этих религиозных взглядов. Сюда были включены эпизоды важные для дальнейшего распределения ролей между коленами Израиля как в религиозном служении (колено Левия), так и в правлении народом (цари из колена Иуды) (Бытие 49:10). Это имело также решающее значение при написании закона самим Моисеем и сохранению религиозной преемственности с взглядами патриархов. Все остальное было не так важно и/или могло уводить в сторону от главной цели.

 31

 Например, рассмотрим эпизод, связанный с Исааком и его женитьбой в свете изложенных выше принципов. Об этом уже шла речь выше при обсуждении брака, однако позлим себе еще раз рассмотреть его в другом свете. В Бытие этому событию посвящена целая глава (24:1-67). Интересны переживания Авраама в связи с женитьбой своего сына:

«Авраам был уже стар и в летах преклонных… И сказал Авраам рабу своему…: клянись мне Господом Богом неба и Богом земли, что ты не возьмёшь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу; Но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку. Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мной в эту землю; должен ли я возвращать сына твоего в землю, из которой ты вышел? Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына  моего туда» (Бытие 24:1-6).

Авраам ставит, казалось бы, не совсем понятные условия своему управляющему, а именно: жена должна быть из родственников Авраама; Исаак не должен отправляться на родину Авраама. Из этого следует, что сам раб должен поехать и взять жену Исааку, как это и случилось впоследствии.

Здесь на лицо два момента, трудно объяснимых и непонятных современному человеку: во-первых, здесь не учитывается воля и желание самого Исаака, во-вторых, будущая жена Исаака ставится практически в такое же положение. Такие условия в современном западном обществе осуществить было бы практически не реально. Будущие супруги не имели возможности видеть друг друга до свадьбы.

В конечном итоге раб Авраама был послан, чтобы привести жену Исааку. Интересно отметить, что Исаак был согласен с таким положением вещей. Это касается также и Ревекки, которая согласилась пойти в далекую землю и выйти замуж за человека, которого она никогда не видела. Что побудило их так поступать?

Для Ревекки на её поведение, несомненно, повлияла её вера, религиозные представления и то, что она узнала от раба Авраама. Ревекка, как и её родственники, верила в Бога (Яхве) и поклонялась Ему, как и сам Авраам. Она желала участвовать в Божьих планах и, скорее всего, знала, для какой цели Авраам пошёл в ту далекую землю.

Этот небольшой эпизод также вскрывает мотивы, которые определяли действия, как семьи Авраама, так и его потомков. Эти события показывают и то, как была устроена патриархальная семья и какие главные мотивы определяли её жизнь и быт. Но об этом мы поговорим в отдельной главе.

 

Здесь хотелось бы обратить внимание и на другой случай, произошедший уже с сыном Исаака - Иаковом. Исаак отправляет Иакова в Месопотамию к родственникам Ревекки, его матери, чтобы тот женился, как и он, на одной из девушек из рода Авраама:

«И призвал Исаак Иакова, и благословил его, и заповедал ему, и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских. Встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей» (Бытие 28:1,2).

Однако, несмотря на сходство ситуации с тем, что произошло в своё время с самим Исааком, Иаков отправляется в эту землю за женой самостоятельно. Это он делает по наставлению своего отца Исаака. Как в том, так и в другом случае именно отцы семейства инициировали женитьбу сыновей. Но эти два случая различаются, тем, что Иаков покинул землю Ханаанскую, отправившись за своей женой самостоятельно, а не использовал посредничество третьих лиц (управляющего или раба). Единственное, что осталось неизменным, так это то, что девушка должна была быть из рода, из которого произошел сам Авраама. Здесь также появляется вопрос: почему Авраам непосредственно не послал своего сына к родственникам, а Исаак сделал это?

По этому поводу можно выдвинуть версию, что Исаак не очень был доволен решением своего отца Авраама, и, чтобы избежать такого исхода для своего сына Иакова, нарушает его первоначальные установки («берегись, не возвращай сына  моего туда») и отправляет Иакова за женой лично. Для такой версии, однако, существует мало оснований - Исаак прожил всю свою жизнь с одной женой Ревеккой, хотя и имел возможность, скорее всего, иметь несколько жен (или наложниц), если бы его по каким-то причинам не устраивала бы Ревекка. Как, например, его отец, Авраам, в определённый период или как Исав и Иаков, его сыновья. Одно это обстоятельство уже может свидетельствовать о благополучном браке Исаака.

Здесь в двух этих случаях Авраам и Исаак руководствовались одними и теми же принципами и в разных обстоятельствах решения были разные, но сами принципы оставались неизменными. У Авраама были дети как до рождения Исаака (Измаил), так и после (Бытие 25:1-4), однако только Исаак рожденный чудом, то есть с Божьей помощи, был единственным наследником обетования:

«Но Бог сказал Аврааму: …В Исааке наречется тебе семя» (Бытие 21:12).

Таким образом, только Исаак мог наследовать ту землю, которую обещал Бог Аврааму, и только от него должен был произойти народ, через который «благословлятся … все народы земли» (Бытие 22:18). Именно поэтому Авраам поступает с Исааком как с будущим наследником этого обетования. Как и он, сам, исполняя заповедь Бога - жить в этой земле и не покидать ее, также он и поступает со своим сыном. Сам Исаак также исполняет эту заповедь и не покидает землю Ханаанскую даже для женитьбы. Покинуть самостоятельно землю «странствия», для него, было бы равносильно нарушению заповеди Бога и возможной потере перед Богом права наследовать эту землю потомкам в будущем, то есть пренебрежение Божьим обетованием.

В случае с Исааком и его детьми дело обстоит несколько иначе. У Исаака было два сына, старший, который и должен был быть наследником обетования, был Исав. Как раз Исав и оставался жить в земле Ханаанской и не покидал ее, во время пребывания Иакова в Месопотамии. Таким образом, формально все заповеди Бога были соблюдены. Предполагаемый наследник оставался вместе с отцом жить в обетованной земле, младший же сын, Иаков, был до некоторой степени свободен от этой заповеди и поэтому мог беспрепятственно покинуть Ханаан. Тем более, что сам Исаак больше любил Исава и с ним связывал, скорее всего, все Божьи обетования

«Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова» (Бытие 25:28).

Это видно и из того, что первоначально, перед своей смертью, Исаак призвал именно Исава, чтобы благословить его на право обладания первородством, то есть на право быть наследником Божьих обетований:

«Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я  Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.» (Бытие 27:1-4).

И только благодаря тому, что жена Авраама Ревекка узнала об этом, Иаков хитростью сначала формально получил это право. Таким образом, женитьбы Исаака и Иакова и способы их осуществления раскрывают религиозные устремления патриархов. Они не только не нарушали своих религиозных установок, которые появились и присутствовали у Авраама, но все эти патриархи соблюдали религиозные заповеди, какие существовали до появления закона Моисея. С этим, скорее всего, связано и поздняя женитьба Исаака, который женился в сорокалетнем возрасте, а не ранее (Бытие 25:20). Из-за отсутствия достойных кандидаток и нежелания покидать землю странствования, Авраам, как глава семьи, и принял такое решение - послать раба за будущей женой сына.

 32

 С этой точки зрения в Бытие показаны и другие эпизоды, например, жизнь Иакова. По мере чтения Бытия наше внимание постепенно переходит на жизнь самого Иакова и его семьи, и этому моменту посвящено также достаточно глав в Бытие (с 28 до 33 главы - описание жизни Иакова до возвращения в Ханаан и его возвращение). Почему это так и с чем это связанно? Зачем такое просторное описание жизни Иакова? Скорее всего, это связанно с решением очень важного для религиозных взглядов, которых придерживались патриархи, вопросов. Их решение и отразил Моисей, записывая Бытие многими годами позже, в которое он и включил описание жизни Иакова и его семьи. Включенные им эпизоды и отражают способ решения этого вопроса.

Повествование о жизни Исава и Иакова начинается с того, что они начали бороться еще в утробе своей матери (Бытие 25:20-26). Все это, как предсказал Господь, предвещало сложные отношения и борьбу как братьев между собой, так и их потомков: «один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (25:23). Начатая линия повествования затем продолжается на протяжении нескольких глав.

После рождения близнецов внимание переключается на уже достаточно зрелый возраст детей Исаака и отношения их между собой и родителями:

«Исаак любил Исава … а Ревекка любила Иакова. Однажды Исав пришёл домой с охоты усталый и обессилевший от голода. Иаков в это время готовил чечевичную похлёбку. И сказал Исав Иакову: «Я обессилел от голода, дай мне немного этих красных бобов». Но Иаков ответил: «Продай мне твоё право первородства». «Я умираю от голода, и если я умру, то к чему мне богатство моего отца? Я отдам тебе мою долю» - сказал Исав. Но Иаков сказал: «Сперва поклянись, что отдашь». Исав поклялся Иакову и продал ему свою долю богатства их отца, и тогда Иаков дал Исаву еды и хлеба. Исав поел, попил и ушёл, и пренебрёг своим правом первородства» (Бытие 25:28-33; СоП).

Исав в личной беседе с Иаковом как бы передает своё право на первородство, то есть на рождение потомка, обещанного Богом, в котором благословятся все народы. С этим были связаны до некоторой степени и права наследования, по крайней мере, части земли, которую обещал дать Бог для жительства того народа, из которого и должен был произойти обещанный потомок. Однако, судя по повествованию, цитируемому выше, Исав не очень то переживал по поводу клятвы, данной им Иакову, по крайней мере, мы не видим такой бурной реакции, какая случилась позже, связанная с этим же вопросом владения части этого права.

Перед своей смертью Исаак призывает Исава, чтобы благословить его как будущего владельца этого права. Возможно, именно поэтому Исав так легко отказался от первородства в личной беседе с Иаковом и как бы «продал» его за еду. Возможно, личное, хорошее расположение его отца Исаака и его положение первенца давали ему такие веские основания быть уверенным в обладании этого права, несмотря ни на что. Его положение было незыблемым и неизменным, ведь он родился первым и поэтому от рождения, а не по каким-либо делам, наследовал все от своего отца. На это он и обращает внимание, акцентируя особо на своем положении:

«Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой Исав» (Бытие 27:32).

Необходимо уточнить, что в Бытие право, передаваемое от Исаака, делится на две части: первая, право на рождение потомка - первородство, вторая, право на власть и владение обещанной землёй. Именно Исав в разговоре с Исааком разделяет эти два момента:

«Он (Иаков) перехитрил меня дважды: сперва отнял у меня право первородства, а теперь отнял и моё благословление… «А для меня ты оставил какое-нибудь благословление?» «Слишком поздно - ответил Исаак - Я отдал Иакову власть над тобой и сказал ему, что все его братья будут его слугами…»» (Бытие 27:36-40; СоП).

Возможно, право первородства не волновало Исава так сильно, как власть и владение обещанной Богом землёй. Возможно, такое разделение первоначально единого права (то есть первоначально владеть землёй и первородством, было одним и тем же и неделимым правом) было сделано по причине рождения близнецов у Исаака. Его потомки (которых должно быть много) должны были завладеть землёй, и от кого-то из них одного должен был родиться обещанный потомок, как и случилось позже в Израиле. Однако в истории с Исавом и Иаковом мы впервые встречаем разделение права на части с присуждением каждой из них отдельному потомку. Все так и случилось бы, если бы не хитрость Иакова и Ревекки, право первородства к тому моменту Иаков уже «перекупил» у Исава. В даваемом Исааком благословении, как он думал Исаву, речь вообще не идет о праве первородства.

Однако, когда благословение получил не он, а Иаков, Исав пришел в ярость и возненавидел брата, хотя и всячески старался скрыть это:

«После этого Исав возненавидел Иакова за то, что тот получил благословение, и решил про себя: «Отец мой вскоре умрёт, и мы будет горевать о нём, а потом я убью брата моего Иакова» (Бытие 27:41; СоП).

Таким образом, можно сказать, что Исав практически потерял право на обе части обетования. Его, возможно, больше волновал вопрос власти, а не Божьих обещаний относительно первородства. Разделив Божье обетование на две части и выбрав самую привлекательную из них, с точки зрения материального богатства, Исав совершил ошибку. В дальнейшем в Библии такой путь разделения Божьего обетования, судя по всему, был отвергнут. Из обетования нельзя было выбрать самую хорошую и выгодную для себя часть, а на остальные не обращать никакого внимания или «выгодно» «продать» их другим. В дальнейшем царствование и право первородства были нераздельны, и ими обладало колено Иуды, так как потомок, обещанный Богом, должен прийти как царь:

«Иуда, братья твои превознесут тебя. Ты победишь врагов своих, и братья твои склонятся пред тобою… Скипетр (знак владычества) всегда останется с коленом Иуды, и на семье его всегда будет знак владычества, пока не придет Царь истинный, которому станут повиноваться и служить народы» (Бытие 49:8-11;СоП).

Случай с Исавом как раз и разрешил эти противоречия, которые возникли у него в связи с владением правом на Божье обетование, и которые могли возникнуть в будущем. Об этом косвенно говорит и апостол Павел в послании к Евреям:

«… и чтобы никто не стал развратником или безбожником, который бы, как Исав, за одну похлёбку продал своё первородство. После этого, как вы знаете, Исав хотел получить благословение отца, и, хотя он и молил его об этом со слезами, отец отказал ему…» (Евреям 12:16,17;СоП).

То есть, потеряв право первородства, он автоматически потерял и благословение, то есть право на «власть среди братьев». Павел упускает в этом рассуждении подробности: хитрость Ревекки и Иакова, слепоту Исаака и т.д., представляя дело так, что Исав потерял благословение как следствие того, что он пренебрёг первородством.

33

 Однако все эти рассуждения и перипетии среди людей относительно права владенья Божьим обетованием никак не затрагивают самого главного вопроса - вопроса о мнении Бога относительно всех этих происшествий. Действительно, а что Бог думал по этому поводу? Неужели Иаков мог запросто «украсть» хитростью первородство у своего брата и Бог обязан следовать этому несмотря ни на что? Неужели слова, сказанные Исааком по недоразумению и слепоте отца, так обязательны для исполнения Богом? По крайней мере со стороны это выглядит так.

Бог, который представлен в Писании всеведущим и всемогущим, если идет на поводу у людей, предстает как слабый и неучастливый в тех делах, которые Сам же и затеял, обещав все довести до логического конца. Во всей этой истории с Исавом и Иаковом Бог как бы стоит на втором плане, его реакция не видна непосредственно. Иаков сначала в личной беседе с Исавом «добывает» себе право на первородство, затем с помощью обмана получает благословение, предназначенное Исаву, для себя от своего отца. Перед людьми (братом и отцом) все формальные стороны вопроса были улажены. Однако это все, как говорит Писание, хотя и праведные перед Богом, но все же люди, которые ошибаются, как в случае с Исааком, который не разглядел, что перед ним Иаков, по своей старости.

Первоначально, кажется, что Бог слепо следует тому, что случилось, и стоит на стороне Иакова, как это показывают следующие слова в Бытие:

«Иаков… отправился в Харан. …Господь сказал Иакову: «Я Господь, Бог твоего прадеда Авраама, Бог Исаака. Я дам тебе ту землю, на которой ты сейчас лежишь, дам эту землю тебе и твоим детям … все племена земные будут благословлены через тебя и твоих потомков. Я с тобой и защищу тебя, куда бы ты ни шёл, и приведу тебя обратно на эту землю, и не оставлю тебя, пока не исполню, что обещал» (Бытие 28:10-15; СоП).

Иаков, избегая гнева Исава, отправляется в Харан к родственникам своей матери Ревекки. На этом пути Бог является ему во сне и заверяет в своей поддержке. Иакову трудно поверить в это, поэтому он дает клятву, что если все так и случится (и это был не просто сон), то он будет отдавать Богу десятую часть из всего того, что ему даст Бог (28:20-22). Иакову действительно трудно поверить в такое, так как первородство и благословение были получены не совсем прямым путём, и сам Иаков, скорее всего, понимает, что все в конечном итоге зависит не от его хитрости и желания, а от Божьего благорасположения, то есть от Бога, которому он поклоняется, в которого он верит.

Перед нами в Бытие предстают два человека, два сына Исаака. Один имеет полное и законное право на обетования Бога, но не стремится ими воспользоваться и даже «торгует» какой-то их частью. Другой не имеет такого права, с какой бы хитростью он ни старался приобрести его, но он в отличие от первого всячески стремиться обладать этим правом, хотя бы формально.

Здесь также в Библии впервые появляется дилемма: кто должен обладать Божьим благословением - имеющий на то право от рождения (первенец), но не соблюдающий заповеди Бога, или тот, кто не родился первым, но стремится исполнить повеления Бога? Похоже, что подробная история с Исавом и Иаковом  посвящена отчасти решению именно этой проблемы.

То, что Исав нарушал религиозные установки своих отцов, показывает его женитьба на хеттеянках и как следствие Исаак и Ревекка были весьма недовольны этими браками

«И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке.» (Бытие 26:34,35).

В отличие от своего отца он не стал ждать жены из Месопотамии, а самостоятельно выбрал жен из местных женщин, не спросив совета отца, то есть, поступал весьма самонадеянно. Этот эпизод вскрывает его самоуверенность и то, что он почти не сомневался в получении благословений от своего отца, несмотря на его недовольство в этом вопросе.

Если смотреть далее, то Иаков не получает Божьего благорасположения сразу и автоматически, как только он получает благословение от Исаака, хотя Бог и находился на его стороне. Он пребывает с Иаковом в Месопотамии, куда тот убежал, и помогал ему преодолевать все трудности (Бытие 31:24). Божью благосклонность Иаков получает позже, при своём возвращении в обетованную землю. Здесь перед нами предстает интересный эпизод, который, казалось бы, ставил больше вопросов, чем ответов:

«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним, до появления зари. И увидел, что не одолеть его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня; ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Бытие 32:24-28).

Буквально «некто» переводится как «человек», как и встречается это слово в некоторых переводах Библии. Однако сам Иаков говорит, что боролся с Богом (32:30). Бог дает Иакову новое имя. Смена имени произошла после того, как стало понятно, что Иакова не одолеть и тот не сдастся. Возможно, как и в случае с Аврамом и Сарой (Бытие 17 глава), смена имени означает, что человек избран или предназначен Богом для определенной цели или задания. Пророк Осия упоминает этот эпизод и говорит, что Иаков боролся с ангелом (Осия 12:4; СоП):

«Иаков сразился с Ангелом Господним и победил. Он плакал и умолял о милости…».

Возможно ли, чтобы человек победит ангела? По Библейским представлениям этого не может быть, так как ангелы значительно «превосходят людей» в силе (2-Петра 2:11). Что же тогда показывает этот эпизод, и для какой цели он включен в Бытие? Борьба Иакова с ангелом (Иосиф Флавий говорит об этом как о некотором «видении», что если понимать его в прямом смысле этого слова, то это несколько лучше согласуется с Библией в целом; (Иудейские Древности Кн.1, гл. 20)) и его настоятельные просьбы (плакал и умолял) показывают настрой Иакова в целом. Вся эта история с Иаковом, показывает его желание и стремление добиться Божьего благорасположения. Иаков использовал доступные ему средства, так как никак не мог уже повлиять на то, что он родился вторым.

Читая главы с 28 по 32, мы словно видит: вот он какой Иаков - стремится и желает, проходит все испытания и даже «экзамен», устроенный ему Богом, - борется с ангелом и не отпускает его. Нет сомнений, что он и должен наследовать Божье обетование. Скорее всего, именно эту цель и преследует автор Бытия, решая вопрос относительно принадлежности обетования и включая в него такое просторное жизнеописание Иакова до получения им обетования от Бога. Это становится особенно важным при входе израильского народа в обетованную землю. Ведь именно потомки Иакова, своего отца, имеют на эту землю полное право, данное им от Бога и заверенного Им самим.


Далее >>

Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz