Понедельник, 20.05.2024
"Лики Бытия"
Меню сайта
Форма входа

25

        Аврам (такое было тогда у него имя) покинул город Ур вследствие того, что его отец Фарра решил оставить этот город. Само Писание не упоминает причину, по которой было принято такое решение, говоря только (Бытие 11:31,32; СоП):

«… и умер Аран при Фарре отце своём… в Уре… Фарра забрал свою семью и покинул Ур Вавилонский (Халдейский), чтобы идти в Ханаан … Они добрались до города Харрана и решили там поселиться. Фарра … умер в Харране».

Иосиф Флавий упоминая этот момент, дает такой комментарий к этим событиям:

«Так как Фарр ненавидел Халдею вследствие печали по Арану, то все (члены семьи) переселились в область месопотамскую Харран».

Так или иначе, чем бы ни был вызван переход на новое место, не у Фарры, а у Аврама появились серьёзные причины двигаться дальше. Хотя и говорится в Писании, что Фарра тоже двинулся первоначально в Ханаан, все же именно Аврам пошел намеренно в эту землю, руководствуясь религиозными мотивами, прежде всего:

«И сказал Иисус всему народу: так говорит Господь Бог Израилев: "за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле Ханаанской, и размножил семя его и дал ему Исаака». (Иисус Навин 24:2,3).

Об этих же событиях говорит и Стефан, ученик Иисуса Христа, подчеркивая, что еще при жизни Фарры, отца Аврама, именно Авраму явился Бог:

«Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе». (Деяния 7:2-4).

Библия говорит об этих событиях так (Бытие 12:1-3, СоП):

«Господь сказал Авраму: «Покинь свою страну… и отправляйся в страну, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ… и благословлю через тебя всех людей на земле».

В Писании в первый раз встречается такое непосредственное, на тот период, указание на человека, через род которого будет осуществлено спасение всех людей. Можно сказать, что с этого момента у Аврама появляется новая религия, религиозные устремления, основанные на откровении свыше, как об этом заявляет Писание. До этого ничего подобного не происходило. Даже если посмотреть книгу Бытие главами ранее, события связанные с потопом, то Ной не имел такого откровения на этот счет, хотя и понимал, что весь род людской происходит от него, включая в конечном итоге и самого будущего спасителя, так как только он и его семья пережила потоп. Однако, Ной не знал, когда и в каком месте стоит этого ожидать. Не имея точных откровений по этому поводу, он мог селиться где угодно, и это не было как-то связано с его поклонением Богу, то есть с нарушением или не нарушением религиозных установок или табу.

Налицо возникновение новых взглядов и стремлений у одного человека - Аврама. И самое главное - эти взгляды основаны на том, что именно от него произойдет целый народ для особой цели, то есть все люди этого народа будут буквально потомками Аврама. Это весьма важный вывод с точки зрения подхода к формированию религии, так как такие взгляды будут постоянно влиять на поведение Аврама и его сыновей в дальнейшем, то есть будут определять их мотивы, а также окажут влияние на этапы становления религиозных взглядов Аврама.

Первый такой этап мы уже выделили. Под действием тех или иных факторов Аврам решает, что он избран Богом для особой цели или миссии, теперь он начинает преследовать те цели, которые стоят перед ним. Такие цели выходят за рамки простого присвоения части земли в Ханаане.

 26

        Странствовать по указанной земле - такое поведение избирает теперь уже Авраам после своего избранничества Богом и прямого Его указания, жить там, постоянно меняя место, странствовать перемещаться по той земле, которой в дальнейшем завладеют его потомки. Такого подхода долгое время придерживались и потомки Авраама - Исаак и Иаков:

«странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему» (Бытие 26:3).

«И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон где странствовал Авраам и Исаак» (Бытие 35:27).

«Благодаря своей вере он (Авраам) жил в земле обетованной, чужестранцем в чужом краю, жил в шатре, вместе с Исааком и Иаковом… И они признавали открыто, что они чужие и всего лишь странники на этой земле» (Евреям 11:9,13 СоП).

Сразу выделяется из этого описания апостола Павла, то, как жили Авраам, Исаак и Иаков. Эти патриархи жили как чужестранцы, второй особенностью является жизнь в шатре. Эти обстоятельства на первый взгляд являются непонятными, ведь они были уверены в том, что Бог даст им ту землю, где они поселились. То есть, встает вопрос, зачем патриархи вели себя как чужеземцы в этой практически дарованной им земле – то есть практически в своём владении? Как говорит об этом в дальнейшем апостол Павел спустя тысячелетия, это было проявление их веры в Бога и Его обещания (Евреям 11:13):

«И все эти люди продолжали жить с этой верой до самой смерти. Они не получили обещанного, но видели его на расстоянии и радовались ему. И они признавали открыто, что они чужие и всего лишь странники на этой земле» (СоП).

На такой образ жизни влияли их религиозные взгляды относительно того предназначения, которое уготовил им Бог. Жить в шатрах, то есть жить, как чужестранец является весьма важной особенностью этого этапа, и выбор такого образа жизни не случаен. Можно проанализировать другую стратегию поведения, которая как раз хорошо описана также в Бытие, в противоположность первой. А именно то, как стал жить Лот, племянник Авраама.

Первоначально, возможно, Лот мог стать преемником Авраама, так как у последнего не было детей, и кто-то должен был после смерти Авраама продолжить начатое дело, как об этом упоминает Иосиф Флавий. Однако, со временем у Авраама появился сын Измаил от служанки по имени Агарь, да и сам Авраам не оставлял надежды на то, что от него еще произойдет прямой потомок от жены Сары, как об этом говорит Писание и заверения Бога:

«После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником» (Бытие 15:1-4).

Лот, понимая, что не будет преемником Авраама, начинает вести несколько другой образ жизни -  он перестает жить в шатрах, и селиться в городе Содом:

«…два Ангела пришли в Содом. Лот сидел у городских ворот…» (Бытие 19:1).

Для Лота вопрос о потомстве, которое завладеет землей, обещанной Богом, перестает иметь какое-либо первостепенное значение, так как он понимает, что не от него произойдет народ, который поселится в этой земле. Лот не заботится так, в религиозном смысле, о своём потомстве, как это делает Авраам. Поэтому у него больше нет необходимости селиться отдельно и жить в шатрах, чтобы не перемешаться кровно с народами той местности. В частности это видно из того, что дочери Лота первоначально хотели выйти замуж за мужчин города Содом, то есть жителей тех мест:

«И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит» (Бытие 19:14).

Смысл жизни в шатрах, а не в городах той местности, в отдельности от всех окружающих народов, скорее всего и заключается в том, чтобы не перемешаться с ними. Авраам, в противоположность Лоту,  имеет четкое представление о будущем:

«… У тебя родится сын, он будет твоим наследником… такое множество, что их не счесть. Вот сколько у тебя будет потомков… Я - Господь, Который вывел тебя из Ура Вавилонского, и Я сделал это для того, чтобы дать тебе эту землю. Ты будешь ею владеть… и твой народ вернётся обратно в эту землю (и тогда они победят амореев, ибо Я через твой народ накажу живущих здесь амореев). Всё это произойдет в будущем, ибо мера беззакония амореев еще не исполнилась» (Бытие 15:4-16; СоП).

На этом этапе - этапе размножения потомков Авраама, от одного человека до целой группы, появляется эта потребность, потребность в сохранении чистоты от примеси других народов. То есть, сохранение народа с которым Бог уже заключил некоторый завет (сохранение от «примеси» как религиозной, так и кровной на этом этапе). Иначе потомкам Авраама, если они вступят в родство с жившими народами, будет сложно «завладеть городами» этих народов. Они могут перемешаться, связаться родственными узами с другими людьми, не разделяющими их веры и как следствие перенять обычаи и религиозные взгляды этих людей, тогда отделить истинное семя Авраама будет весьма сложно. А это означает, что все такие люди будут подвергнуты «наказанию» со стороны Бога, как и сказано в Бытие 15:4-16.

27

 О таких взглядах, которых придерживались потомки Авраама, свидетельствует случай, произошедший с Исавом и Иаковом. Исав женился на хеттеянках, живших в той земле. Иосиф Флавий комментирует эти события так:

«В этом брачном вопросе он (Исав) действовал совершенно самостоятельно, отнюдь не испросив совета у отца. Дело в том, что Исаак ни за что не одобрил бы его намерения, так как ему было крайне неприятно вступать в родство с жителями той страны» (Иудейские древности Кн.1 гл. 18).

В Писании по этому поводу сказано следующее:

«Исаак и Ревекка были очень недовольны этими браками. … Исаак призвал Иакова … и дал ему строгий наказ: «Не бери себе в жёны хананеянку…» (Бытие 26:35; 28:1,2; СоП).

По заверению самого Писания потомок, через которого благословятся все народы, должен был родиться от Авраама, о чем не раз упоминали и иудеи времен Иисуса Христа:

«Наш отец - Авраам…» (Иоанна 8:39; СоП).

Сама родословная Иисуса Христа ведется от Авраама (Матфея 1:1,2). И сам факт ведения такой родословной свидетельствует, что этому вопросу, со времен Авраама и в дальнейшем уделялось самое первостепенное внимание, вплоть до разрушения Иерусалимского храма в 70 г н.э., когда были уничтожены почти все свитки с записями родословных. Этот вопрос влиял практически на всё развитие религии, берущей начало от Авраама. В Бытие мы встречаем множество родословных, которые идентифицируют происхождение людей, выделяя главную линию - линию происхождения Авраама и его потомков. Такая идентификация занимала важное место в те времена, обосновывая в дальнейшем право на получения от Бога определённых благословений.

По мере развития событий в Бытие мы видим, как происходит конкретизация того, от кого произойдет избранный народ. В 13 (14-17 стихах; СоП) главе Бытия становится понятно, что такой народ произойдет не от Лота:

«После того, как Лот отделился, Господь сказал Авраму: «Оглянись вокруг, посмотри… Всю эту землю, которую ты видишь, Я отдам тебе и твоим потомкам. … Ступай и пройдись по своей земле вдоль и поперёк, ибо отныне Я отдаю её тебе»».

Другой мотив, встречающийся в Бытие и влиявший на формирование взглядов Аврама - это определение границ земли, в пределах которой должны будут разместиться его потомки. Как и указывается в цитируемом отрывке, Аврам, по указанию Бога, должен был пройти землю «вдоль и поперёк», чтобы знать её пределы. О таких пределах первоначально, судя по всему, у Аврама были также весьма расплывчатые представления. Несколько позже, в Бытие дается более конкретное определение границ земли, Бытие 15:18-21:

«… Господь дал обещание Авраму и заключил с ним соглашение, сказав: «Я отдам твоим потомкам эту землю, Я отдам им землю от реки Египетской до великой реки Евфрата, землю кенеев, кенезеев, кедмонеев, хеттеев, ферезеев, рефаимов, амореев, хананеев, гергесеев и иевусеев»» (СоП).

После определения таких границ, для потомков Авраама, сам патриарх «странствует» или живет на этой земле, заключая с некоторыми народами временные союзы, по их инициативе и ведет с ними деловые отношения:

«…и заключили союз в Вирсавии. И встал Авимелех, и Фихол, военачальник его, и возвратились в землю Филистимскую»(Бытие 21:32).

«…дайте мне в собственность [место] [для] гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих…я даю тебе за поле серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою…»(Бытие 23 гл.).

Поле для погребения первоначально ему дарят, но патриарх платит за него деньги, переводя взаимоотношения в юридическую плоскость, а не основывая их на устных взаимных обязательствах (долгах) и доверии. Такие союзы облегчали жизнь в этой земле. Но все же не желание вступать в доверительные отношения с хананеями доминирует в поведении Авраама:

«Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю.»(Бытие 14:22-24).

Итак, Авраам и его сыновья жили в шатре и были странниками, так можно охарактеризовать этот этап становления религии Авраама. Для такого образа жизни и религиозных взглядов хорошо подходил и тот род хозяйственной деятельности, которого придерживались патриархи. Они вели кочевой образ жизни, разводя скот, перемещаясь вместе с ним с пастбища на пастбище, что вполне естественно, так как они не желали привязываться к тому или иному месту или народу, живя практически автономно.

«И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе … И сказал Авраам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими; ибо мы родственники. Не вся ли земля пред тобой? Отделись же от меня. Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (Бытие 13:6-9).

Это также можно отнести к отличительному признаку данного этапа жизни семейства Авраама. Уже много после потомки Авраама сменят кочевой образ жизни на оседлый, что будет соответствовать следующим этапам.

С другой стороны, живя в шатрах, Авраам и его потомки вели себя несколько вызывающе по отношению к местным жителям, утверждая как бы свое право на владение этой землей. Живя не в укреплённых оборонительными стенами городах, а на открытом пространстве, они как бы подчеркивали, что им бояться нечего и Бог на их стороне, Он охраняет их и защищает. И именно Бог привел их сюда и даст им эту землю. Такое противопоставление местным народам повлияло на следующий этап пребывания потомков Авраама в ханаанской земле. Постепенно обостряющиеся противоречия, скорее всего и вынудили семью Иакова покинуть Ханаан, чтобы впоследствии вернуться.

 28

    Со временем весь дом Иакова, прямого потомка Авраама, переехал жить в Египет, то есть покинул земли первоначального своего обитания и странствования. Перестали ли потомки Авраама претендовать на землю, ради которой их отец покинул Вавилонию? Что изменилось в их отношении?

С первого взгляда переселение Иакова выглядит совсем непонятным. Действительно, зачем Иаков переселился в Египет? Если прочитать в Бытие несколько глав до этого события, то мы можем понять, что Аврааму, Исааку Бог лично заповедовал жить в этой земле и не покидать ее. Однако их потомки: Иаков и его домашние покинули эту землю и не жили в ней в течение нескольких десятилетий. В течение этого времени умерли все те, кто видел эту землю и жил в ней, все те, кто помнили ее. Новое поколение не знало, что это за земля, не пребывало на ней и не имело имущественного основания (основанных городов, посёлков, сельскохозяйственных угодий, захоронений и т.д.). Не имело деловых контактов (покупка, продажа имущества и недвижимости и т.д. как, например, покупка Авраамом поля и пещеры для погребения Бытие 49:30,31) для предъявления претензий на право владением землей или её частью.

На первый взгляд переселение может казаться путем спасения от голода, который был бы в определенное время в той земле, где жил Иаков. Но если бы это было бы так, то почему Бог благословил землю Египетскую, как об этом говорит Писание, и сделал ее очень богатой, а не землю Ханаанскую, где и жили потомки Авраама? Разве Всемогущий Бог не мог бы этого сделать?

Если положительно ответить на поставленные вопросы, то придется признать, что сам Бог, который направлял Авраама, не является всесильным и всемогущим, что противоречит смыслу написанного в Библии. Или, что более подходит, сам Иаков имел некоторые долго идущие планы. Тем более, что потомки Иакова остались в Египте на достаточно длительный период и не покинули его, как только закончился голод. Они пребывали там, в течение нескольких поколений, пока совсем не попали в рабство. Что также выглядит странно, ведь время для благоприятного исхода было упущено, и сами израильтяне подвергались серьёзной опасности. Все это указывает на некоторые будущие планы.

«Израиль сказал Иосифу: «… Бог будет с тобой и приведёт тебя обратно на землю твоих предков» (Бытие 48:21;СоП).

Эти же слова повторяет и Иосиф перед своей смертью:

«…Бог позаботится о вас и выведет вас из этой страны. Бог приведёт вас в ту землю, которую обещал дать Аврааму, Исааку и Иакову» (Бытие 50:24;СоП).

В 46 главе Бытия Бог заверяет Иакова идти в Египет, ибо это было Его намереньем. Такое пожелание Бога вызывает в Иакове серьезные сомнения, что скорее говорит о введении новой стратегии поведения и ее обоснования с религиозной точки зрения. Такие сомнения, возможно, могли возникнуть не столько у Иакова, сколько у его домашних. Предыдущее повеление исходит от Бога, и Иаков в третьем поколении, верно исполняя задание Бога странствовать по Ханаану, боится (46:3, СоП) его нарушить. Но, получая новое задание от Бога, теперь с уверенностью идет в Египет:

«Прибыв к колодцу Клятвы (т.е. Вирсуве), он (Иаков) принес там жертву Господу Богу: с одной стороны, он опасался, что сыновья, переселившись туда, слишком привяжутся к виду Египта в его плодородия и захотят там остаться на вечное жительство, так что потомство его уже не вернется в Хананею и не будет владеть ею, вопреки обещанию Господа Бога, а с другой стороны - боялся, как бы отправление, против желания Предвечного, в Египет не навлекло погибели на род его. Наконец, он, кроме того, опасался умереть раньше, чем увидит Иосифа. Волнуемый всеми этими соображениями, Иаков впал в сон» (Иудейские древности Кн. 2. Гл. 7:2).

«И вот Израиль начал своё путешествие в Египет: сначала он пришел в Вирсавию, где поклонился Богу… и принёс ему жертвы. Ночью Бог явился Израилю во сне… И сказал тогда Бог: « … Иди в Египет, не бойся, там Я произведу от тебя великий народ. Я пойду с тобой в Египет, и Я выведу тебя обратно…»» (Бытие 46:1-4; СоП).

Но в таком переселении было много смысла с далеко идущими последствиями относительно прежнего плана поселения на обещанной Богом земле. Само переселение и возвращение потомков Авраама было, судя по всему, спланировано заранее (по крайней мере, это может выглядеть так, если смотреть на хронологию развития событий в Бытие). Аврааму было сказано, что потомки его «завладеют городами врагов своих», а также Бог сказал - «И дам тебе и потомкам твоим … землю Ханаанскую» (Бытие 16:8; сравни также с Бытие 15:4-16 цитируемые выше). То есть, живи и странствуй по этой земле, а в назначенное время твоим потомкам, Я -  Бог, дам все это во владение. Также еще Аврааму до рождения Исаака Бог сказал следующие слова:

«… и Господь сказал ему (Аврааму): «Знай, что твои потомки будут пришельцами в чужой стране, и поработят их жители той страны, и будут угнетать их 400 лет. Но потом Я накажу народ, поработивший их, твой же народ покинет ту землю и унесёт с собой много всякого добра» (Бытие 15:12-14; СоП).

Таким образом, сама линия поведения при развитии событий была заложена, возможно, еще при Аврааме, и теперь, когда ситуация была благоприятной, Иаков воспользовался таким планом. Тем более Авраам, еще до определения границ земли, которую займут его потомки, также при наступлении голода в Ханаане жил некоторое время в Египте

«И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той» (Бытие 12:10).

Однако с определением таких границ, Иакову поступить также было нельзя, вследствие установившихся религиозных представлений относительно будущего владения землёй, поэтому ему требовалось обосновать переселение как-то еще. Действительно, Иосиф был вторым лицом при фараоне и мог спокойно обеспечить выполнение поставленного плана.

 29

 Местность, в которой жили Авраам, Исаак и Иаков была населена теми народами, которые должны были быть осуждены Богом за свой неправедный образ жизни. («…ибо Я через твой народ накажу живущих здесь амореев. Всё это произойдет в будущем, ибо мера беззакония амореев еще не исполнилась (Бытие 15:16; СоП)). Авраам с семьей странствовали по этой земле, передвигаясь с одного места на другое, и тем самым не привязывались к жителям одной местности. Однако, такой образ действия не давал полной защиты от ханаанского окружения. В Бытие ярко описывается события, произошедшие с Лотом (уничтожение Содома и Гоморы), Исавом (его женами) и Лией (изнасилованной одним из хананеев), имевшими непосредственный контакт с жителями Ханаана (Бытие 19гл.; 26:34,35; 34 гл.).  Хананеи и другие народы той земли представляли непосредственную угрозу для той цели, которая была поставлена Авраамом - должное поклонение Богу, а также в будущем рождение некоторого потомка (Мессии), который и освободит всех людей от греха. Такой потомок должен был произойти от праведных (соблюдающих некий закон - впоследствии закон Моисея) потомков Авраама живущих в Богом данной земле.

Однако, продолжая жить бок обок с хананеями, можно было перенять их культы, поклонение и образ жизни, что и случалось частично и периодически с израильтянами спустя столетия, за которые их «наказывал» Бог, согласно заключенному завету посредством Моисеева закона сохраняя прежнее равновесие.

Но на момент жизни Иакова с его потомками не был заключен «союз с Богом», то есть не было свода законов (впоследствии закон Моисея), ограждающего от религиозного влияния других народов и устанавливающего свою систему поклонения, которая бы и отражала принципы, которых придерживался Авраама. При таком положении было бы очень трудно решить задачу «отделения от мерзостей» неправильного поклонения. Израильтяне могли бы раствориться среди ханаанских народов и не наследовать земли в том смысле, который имел в виду для них Авраам (а значит и Бог в библейском понимании, так как по Писанию Авраам действует согласно заданию Бога). Они бы наследовали землю вместе с народами, жившими там, перемешавшись с ними - культурно, религиозно, узами родства и т.д.

Если рассмотреть теперь ситуацию в Египте, куда переселился дом Иакова, то там она была противоположной тому, что мы наблюдаем в Ханаане. Египтяне, как мы читаем в Бытие, «гнушались» (Синодальный перевод) израильтян, как об этом сказал Иосиф, сын Иакова:

«Египтяне не любят пастухов, поэтому вам лучше оставаться в земле Гесем» (Бытие 46:34; СоП).

Таким образом, проблема, которая, так или иначе, возникла в Ханаане, в Египте могла быть легко разрешима. Семья Иакова не была слишком большой, чтобы могла завоевать весь Ханаам, да и численность ее была слишком мала, для того, чтобы удерживать в осаде хотя бы один город. Странствовать и жить в этой земле становилось все тяжелее и тяжелее. Стычки с местными жителями и их вражда не могла не беспокоить Иакова. Судя по всему, из-за увеличивающейся семьи Иакова такие стычки стали неизбежными, и они возрастали своим количеством и глубиной противоречий. Об этом свидетельствует следующий случай.

После того как была изнасилована Дина - дочь Иакова, ее братья отомстили, убив обидчиков, Иаков реагирует на эту новость так:

«…Вы навлекли на меня большую беду: весь здешний народ возненавидит меня, все хананеи и ферезеи обратятся против меня. Нас всего лишь небольшая кучка, если здешний народ соберётся против нас, то уничтожит меня, а вместе со мной и всех наших» (Бытие 34:30, СоП).

Иакова больше беспокоит не случившееся с его дочерью, а то, что он может нарушить религиозные установки вследствие вражды или войны с хананеями. Тогда ему придется или покинуть эту землю или его могут убить. На что его сыновья отвечают, не до конца понимая беспокойства отца: «эти люди не имели права поступить так с нашей сестрой» (Бытие 34:31; СоП).

Жители Ханаана, конечно, чувствовали и понимали претензии потомков Авраама на эту землю и могли вообще покончить с ними, захватив Иакова и его дом в рабство, тем более, что у Иакова было много скота и богатства:

«Не для нас ли стада их, и имение их, и весь скот их? Только согласимся с ними, и будут жить с нами.» (Бытие 34:23).

Так рассуждали местные жители об имении Иакова. Возможно, они не делали этого по причине малочисленности семейства Иакова, что не представляло никакой угрозы для большого народа. Претензии местных жителей и стычки с ними происходили не только у Иакова, но и у его отцов:

«…филистимляне стали завидовать ему (прим. Исааку). За много лет до этого Авраам вырыл множество колодцев, но после его смерти филистимляне завалили колодцы землёй. Исаак пошёл и отрыл все эти колодцы, и назвал их теми же именами, которые дал им его отец. … пастухи, пасшие стада в Герарской долине, поспорили со слугами Исаака, говоря: «Эта наша вода»» (Бытие 26:15,17-22;СоП).

Описанные стычки происходили с филистимлянами. Все же описанный эпизод говорит о некоторых трудностях, с которыми сталкивались Исаак и Авраам при определении границ земли, которую они рассчитывали получить в будущее владение. Нечто подобное могло происходить и с хананеями (другими ханаанскими народами), на что указывает случай с Диной, а также то обстоятельство, что Авраам и Исаак некоторое время жили на периферии. Жить практически на границе обетованной земли, скорее всего, вынуждали их обстоятельства - более спокойная жизнь и отсутствие трений с народами, заселявшими Ханаан (сравни Бытие 24:62).

С другой стороны, вести кочевой образ жизни было легко, когда численность семьи не была большой. Со временем это могло привести к экономическим противоречиям с местными народами. Мобильно перемещаться большим семейством или народом было также весьма затруднительно. Возникали противоречия между земледельцами и пастухами, и по мере роста семьи Иакова и численности скота они становились все более и более очевидными. Так или иначе, все дело двигалось к постепенной оседлости, что грозило тем, что можно было перемешаться с местным населением, как показывал случай с Диной.

«Мой сын Сихем пылает страстью к Дине, прошу вас разрешить ему жениться на ней. Этот брак будет подтверждением того, что между нами особый договор, и тогда наши мужчины смогут брать себе в жены ваших женщин, а ваши мужчины смогут жениться на наших женщинах. Живите на одной земле с нами…»(Бытие 34:8-10; СоП).

В этой ситуации и было принято решение жить в Египте, тем более, что жизнь там была менее напряженной как с точки зрения религиозных взглядов, так и экономически. Тем более израильтяне не претендовали на землю Египта и поэтому как первоначально, так и в последствии не представляли угрозы для египтян.


Далее >>


Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz