Понедельник, 20.05.2024
"Лики Бытия"
Меню сайта
Форма входа

37

Прежде чем рассуждать о законе, интересно обратить внимание на самого Моисея. В судьбе Моисея ярким образом отразилась и судьба всех потомков Иакова оказавшихся в Египте и попавших в рабство. Те настроения и те верования, которых придерживался этот пророк, отражают тенденции в тогдашнем израильском народе.

Изучить взгляды Моисея и то, как они постепенно изменялись и трансформировались, можно по тексту Пятикнижия, то есть по тому, что написал сам Моисей. Полагая при этом, что сам текст отражает, по крайней мере, переживания и чувства Моисея и людей, участвовавших в этих событиях.

Моисей, несомненно, являлся одним из выдающихся пророков Бога представленных в Священном Писании. После Иисуса Христа, по своей значимости, он, пожалуй, является одной из ключевых фигур Библии. Это видно из того, что в христианских писаниях образ Моисея был использован как пророческое указание на самого Иисуса Христа: «Господь, Бог твой, пошлёт тебе пророка, и тот выйдет из твоей собственной среды и будет как я. Ты должен слушать того пророка» (Второзаконие 18:15, СоП). Эти слова из Второзакония позже процитировал апостол Петр, подчеркнув, что они исполнились именно на Иисусе (Деяние 3:22-23). Однако израильтяне не всегда были готовы внимать этому пророку.

Какие трудности пришлось преодолеть Моисею, прежде чем он стал вождем Израиля? Что влияло на формирование его личности? Какую внутреннюю борьбу вел Моисей? Начнем с его рождения.

Необходимо отметить, что Моисей, возможно, не был выбран для спасения израильтян в зрелом возрасте, из множества однотипных претендентов. Наоборот, то как родился и рос Моисей, показывают, что Бог формировал и подготавливал его с самого детства, для осуществления Своих замыслов. Он, выбрал семью и из нее должен был произойти спаситель израильского народа. В этом можно убедиться, читая Исход 2:1-10 текст. Эти тексты из Писания повествуют историю о чудесном спасении младенца Моисея:

«Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей. И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его».

Израильтяне, после смерти Иосифа, попали в тяжелое рабство в Египте. Фараон, царь Египта, боялся, что израильтяне размножатся так, что смогут свергнуть власть в Египте или способствовать её падению. Исход 1:8-10:

«Но вот к власти в Египте пришел новый фараон, который не знал Иосифа. Он сказал своему народу: «Посмотрите на сынов Израиля, их много и они сильнее нас! Нам нужно придумать, как бы помешать им, чтобы они не стали еще многочисленнее, ибо, если будет война, сыны Израиля могут вступить в союз с нашими врагами и тогда победят нас и уйдут от нас»».

Поэтому он повелевает, чтобы при рождении, у израильтянок детей в живых оставляли только девочек, а мальчиков убивать. Исход 1:22:

«И приказал фараон своему народу: «Всех новорожденных девочек (у израильтян) оставляйте в живых, всякого же новорожденного мальчика бросайте в реку Нил»».

Такие действия фараона были направлены на снижение численности мужского населения среди «сынов Израиля». Однако в этом можно усмотреть и другой - скрытый смысл. Со временем численность женского населения среди израильтян начала бы доминировать и так или иначе часть женщин стала бы выходить замуж за египтян. Такое смешение гарантировало бы, что, сроднившись с Египтом, израильтяне стали бы рассматривать эту землю как свою, а не как временное пристанище пред вхождением в обетованную землю, в которой им нужно размножиться до необходимой численности. Следовательно, фараону ненужно было бы беспокоиться о том, как удержать израильтян или о том, как их заставить, в случае нападения врагов защищать Египет, а не воспользоваться данной ситуацией для осуществления своих планов. Действия фараона, его страхи и недоверие наталкивают на мысль, что что-то его не устраивало в действиях и образе мыслей израильтян. Он и/или хорошо знал о планах и ожидаемом ими исходе и/или по действиям самих потомков Израиля понимал их отстранённость, непричастность, временный характер жития в Египте, поэтому хотел приспособить их к своим планам, то есть ассимилировать, а регулирую численность понизить степень своих страхов.

В реакции фараона можно усмотреть, как отражение, чаянья и надежды самих израильтян. Страхи фараона, скорее всего, были не безосновательными – именно бежать из Египта при его ослаблении или нападении врагов извне. Возможно, это была главная надежда народа. Ни о каком чудесном спасении никто не мог тогда и предположить, всё шло своим чередом, как и будущий исход. Это интересно отметить, так как такой план исхода, запечатленный в сознании людей, мешал им принять Моисея, как в первый раз, когда он сам проявил себя, так и в последующем.

Однако, способ регулирования численности – убийство младенцев, наталкивает на мысль, что за этим стояло что-то большее. Действительно, регулировать численность населения своей собственной державы, можно по-разному. Например, повышением налогов за второго, третьего и т.д. ребёнка, отъём этих детей у родителей и воспитание их в госучреждениях, в том числе военных, для нужд страны, повышением налогов для семейных кланов и т.д. Но фараон выбрал не самый лучший и очень жестокий путь, настолько велики были его страхи. Это напоминает произошедшее с царём Иродом при рождении Иисуса, он также приказал убить всех младенцев в городе, из которого должен произойти Христос (Матфея 2:16). Как и в предыдущих случаях, перед тем, как должно произойти что-то важное, происходят события направленные на недопущение этого. Постоянная борьба за власть и её удержание, стрессы и страхи, которыми пользуются мятежные силы, навеяв необходимые мысли, могут завести очень далеко.

Но в любом случае снижение численности и/или ассимиляция израильтян в Египте явно противоречила другим планам. Бог хотел ввести потомков Израиля (Иакова) в обетованную землю и образовать там из них Свой народ. Эти планы вполне понятны, так как из этого народа в дальнейшем и должен был произойти Спаситель всего человечества - некий потомок.

38

 Перед нами предстают такие обстоятельства, в которых родился Моисей, что они практически не оставляют не единого шанса для его выживания. Однако как мы видим, он не только выжил, но и стал сыном дочери фараона. Сам Моисей, некоторое время, воспитывался в семье, из которой он происходил, то есть в семье своей родной матери и отца, где для родителей было естественно заботиться о своём собственном ребёнке. Для израильского мальчика, который должен был умереть, по требованию фараона, это было чудо. Действительно было чудом, что он достиг такого высокого положения - стал приемным сыном дочери фараона. Несомненно, что всё это, как показывает Писание, было от Бога.

Но как повлияло то, что он воспитывался в доме фараона на его отношение к израильтянам, то есть к народу, из которого он происходил? Моисей, несмотря на то, что он «был научен всей мудрости египетской» и был в некоторой оторванности от своих братьев, не только знал о своем происхождении, но желал отстаивать интересы своего народа (Деяние 7:22). Однажды видя несправедливое обращение египтянина, по отношению к своему собрату, он убил египтянина (Исход 2:11- 15):

«Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле. И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона…».

В образе мыслей Моисея можно усмотреть некое представление как оно должно быть и как недолжно. Эти представления на данный момент больше смахивают на подростковые, вызывающие резкие реакции на любые несовпадения с внутренним идеалом. Тем не менее, Моисей хорошо осведомлён о своих родственниках и имеет с ними контакты при жизни в Египте. Позже в разговоре с Богом, Бог указывает на: « брата Аарона из семьи Левия. Он … идет повидаться с тобой», то есть у Моисея был брат, которого он хорошо знал (Исход 4:14, СоП). Да и своему тестю он говорит: «…отпусти меня обратно в Египет, я хочу посмотреть, живо ли ещё моё семейство» (Исход 4:18 СоП). То есть у Моисея были связи с родными, в тот момент, когда он находился в Египте и воспитывался у дочери Фараона. Даже кормилица Моисея была его родная мать.

Все эти факторы весьма важны. Они показывают, в каких условиях рос Моисей, и что влияло на его формирование. Сама ситуация, в которой оказался Моисей с самого детства, наводила его, на некоторые размышления. Чудесное спасение от смерти, лучшее воспитание и образование по тем временам, которое он мог получить в доме фараона, при всем при этом он имел непосредственную связь с родными и с народом, из которого он происходил. Все эти обстоятельства сошлись практически на нем одном, не путем приложения усилий или материальных затрат, а непосредственно. Напрямую от Моисея ничего не зависело, сам он никак не мог повлиять на все эти обстоятельства и направлять их по своему усмотрению. Оценить все выгоды своего положения он смог только после того, как повзрослел и стал разбираться в окружающей его действительности. Поэтому он, мог задаваться вопросом, - для какого такого случая, или какого такого дела он оказался у престола фараон в Египте? Надежды и устремления народа, пророчества, а также более ранний пример Иосифа, несомненно, побуждали думать его в этом направлении.

Вспомним, что Иосифа продали в рабство собственные братья, однако он занял очень высокий пост в Египте, был вторым после фараона (Бытие 37:23-28; 45:7-9). Благодаря этому семья Иакова могла поселиться в Египте и пережить голод. И не просто поселиться, а занять одно из лучших мест и размножиться до небывалых размеров (Бытие 47:6, 27; Исход 1:7,8). Вот некоторые места Писания:

Обещание Бога Иакову:

 «Я - Бог, Бог твоего отца. Иди в Египет, не бойся, там Я произведу от тебя великий народ. Я пойду с тобой в Египет, и Я выведу тебя обратно. Ты умрешь в Египте…» (Бытие 46:3,4 СоП).

Слова Иосифа:

«И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда» (Бытие 50:24,25).

Собрав всё воедино, всё, что могло влиять на Моисея: чудесное спасение, связь со своим народом, знание его истории, непосредственное родство, знание Божественного плана спасения и исхода израильтян из Египта и его вера в такое спасение, можно заключить, что Моисей мог придти к выводу, что Бог избрал его для определённой миссии. Конечно, такое знание и его внутренняя уверенность, понимаемая лишь им самим, могла не лучшим образом влиять на Моисея, как это мы увидим позже. Сейчас, на данный момент, Моисей осознаёт особенность своего положения, как на это обстоятельство указывает христианский ученик Стефан, ссылаясь на поступок совершенный им. Стефан говорит о его внутренних, душевных порывах (Деяние 7:22-25):

«Увидев, что одного из них (своих братьев) обижают, он вступился и отомстил за обиженного, убив египтянина. Он (Моисей) думал, что его собратья поймут, что Бог посылает им через него спасение, но они не поняли» (СоП).

Таким образом, своими действиями Моисей хотел показать своим братьям, что теперь посылается через него им спасение, как он предполагал. Как видно из его слов он в этом не сомневался и наверное мог использовать своё влияние при дворе в случае поддержки со стороны своего народа. Да и Моисею уже 40 лет, еще немного и он уже не в силах будет это сделать – несомненно, пора действовать. Поэтому слова христианского ученика Стефана: «Когда ему исполнилось сорок лет, он решил навестить своих братьев, сынов Израиля» (Деяния 7:23, СоП), подразумевают, возможно, нечто большее. Вероятно, «навестить» означало, что Моисей хотел себя явить, как тот, кого избрал сам Бог для спасения израильтян, ведь для него тогда, и для нас сейчас это так очевидно. На это указывает контекст и дальнейшие слова Стефана.

39

        Возможно ли, чтобы спасение потомков Иакова, могло быть организованно и тогда, когда Моисею было сорок лет? Такому организованному Богом спасению через Моисея, препятствовало несколько обстоятельств и первое, судя по всему, это непонимание самими израильтянами или их неправильные представления о спасении из рабства. Это косвенно следует из речи Стефана. Он дважды упоминает слова обвинителей Моисея, в контексте того, что израильтяне противились намеренью Бога:

«(Моисей) на следующий день он случайно увидел драку между двумя иудеями, и попытался помирить их, говоря: «Люди, вы братья…». Но тот, кто обижал ближнего, оттолкнул Моисея, сказав: «Кто поставил тебя старшим и судьей над нами?» …. Это тот самый Моисей, которого иудеи отвергли, сказав: «Кто поставил тебя вождем и судьей?»…. О, упрямцы…. Вы всегда противитесь Святому духу, вы такие же, как и предки ваши. Был ли хоть один пророк, не преследуем вашими предками?» (Деяние 7:25, 35, 51, 52, СоП).

Вернее можно сказать, что они не противились в прямом понимании этого слова, а ожидали чего-то другого, их представления об избавлении были весьма далеки от действительности. Пониманием того, как должен быть организован исход, не обладал, скорее всего, и сам Моисей. Из этой истории совсем не следует, что угнетаемый народ хватался за любой шанс, высматривая в таком шансе руку Божью. Ожидания сосредоточены были в чем-то другом, спасение, по их мнению, скорее всего, должно было придти из другого источника, так что данный случай, не рассматривался ими как шанс вообще. За любым конфликтом стояли также и старейшины народа, те, кто мог рассудить этот конфликт. Так что не сам народ не его главы не увидели в попытках Моисея ничего особенного и стоящего, за что следовало бы ухватиться.

Если проследить немного событий далее, то можно заметить, что когда Моисей заступался за иудея, которого обижал египтянин, вокруг никого не было (Исход 2:12). Откуда же на следующий день иудеи узнали об убийстве Моисеем этого египтянина? Скорее всего, защищенный Моисеем иудей рассказал это своим братьям. Однако, вместо того, чтобы принять это как добрый знак, не верящие в такой исход израильтяне использовали это в своих корыстных интересах. Обижающий своего собрата иудей не раскаялся в этом поступке, а напротив оправдывал себя, ссылаясь на поступок Моисея. Скорее всего, именно от них фараон и узнал о действиях Моисея, поэтому и хотел убить его (Исход 3:14, 15).

Рассказав фараону о поступке Моисея, израильтяне показали себя как те, кто также желал его смерти. Вместо того чтобы скрыть поступок своего соплеменника они выдали его фараону. Поэтому слова Бога: «можешь возвращаться в Египет без опасения, те, кто хотел убить тебя, уже умерли», относились, возможно, не только к фараону и его окружению, но и к тем израильтянам (Исход 4:19, СоП). Хотя до появления Моисея, Иосиф занимал высокий пост в египетском государстве и спас дом Иакова от голода, израильтяне не хотели принимать Моисея. Возможно большая предвзятость к египтянам и его воспитанию и положению, а также определенная вера в спасение, которая была тогда у народа, мешали этому. Интересно отметить, что хотя положение израильского народа в Египте и было тяжелым, они не цеплялись за любую надежду. Моисей, который явил себя Израилю, как защитник и посланник Бога не был принят. Только спустя долгое время, после изгнания Моисея, народ начал, как говорит Библия «взывать о помощи» (Исход 2:23, СоП). Вспомним, что Иаков переселился в Египет также под действие обстоятельств, то есть голода и после того, как там всё было подготовлено. Его Бог вёл туда, хотя самому Иакову было трудно поверить, что так нужно поступать, ведь его предки странствовали по земле.

Из этого можно сделать вывод, что народ желал спастись на тот момент, но не был к этому готов. То есть не был готов к тому исходу, который намеривался осуществить Бог. Это в некоторой степени следует из слов тех, кто не принял Моисея. «Мы сами знаем, что делаем, ведь нам обещал сам Бог…», возможно, такой подтекст ответа был у тех израильтян. Только тяжелый труд, длившийся достаточно долго заставил людей вспомнить о Боге и понять, что только Он может спасти их. Ситуация, таким образом, сначала дошла до критической, прежде чем народ был готов воспринять любой шанс на спасение и следовать, тем путем, какой был необходим. Только спустя некоторое время, когда они были готовы принимать любое спасение от Бога, они получили его.

 40

     С другой стороны, вполне вероятно, что Моисей не получив непосредственных указаний от Бога, как ему необходимо действовать и поступать на тот момент для выведения из Египта своего народа, начал действовать самостоятельно. Несколько самонадеянное поведение и привело его к тому, что он убил египтянина. Произведя суд от себя над этим человеком, и не дождавшись суда от Бога, он попал в затруднительное для себя положение. Моисей, возможно, надеялся больше на высокую сознательность соплеменников, которые и так попали в незавидное для себя положение. Однако народ не размышлял настолько глубоко о том, что происходило, занимался своими делами в ожидании чудесного спасения и искал, прежде всего, своей выгоды. После убийства египтянина и после того, как это стало известно всем, Моисей не мог оставаться в Египте и возглавить исход.

Как говорит Стефан: «он думал…». Действительно, возможно, это были только мысли Моисея. Хотя он и думал в правильном направлении, ведь, в конечном итоге, именно его Бог и избрал для спасения израильтян, все же к тому моменту он не дождался Божьего вмешательства и начал действовать самостоятельно. Но что же Бог? Еще немного и Моисей натворит дел, которые придётся долго «разгребать»…. Бог, возможно, не стал непосредственно вмешиваться в происходящее, так как хотел показать Моисею на Кого и как нужно надеяться. Видя, некоторые не благовидные тенденции в Моисеи Бог, возможно, хотел исправить его, да и сам народ. Что могло влиять на Моисея, делая его поведение не благовидным?

Здесь можно усмотреть некоторые особенности личности, которые, возможно, были присущи молодому Моисею. Эти особенности не были уникальными, присущими только ему, нет, это то, что досталось от внешних обстоятельств. Можно сказать, что эти особенности были заложены самими обстоятельствами от рождения до возмужания. Окажись мы на его месте, мы испытывали бы то же влияние. Что же влияло на Моисея?

Во-первых, Моисей, мог ощущать до некоторой степени, превосходство над обычными людьми из израильского народа. Ведь он мог гордиться своим положением и тем, что именно его Бог избрал для осуществления Своих планов, опираясь на предпосылки описанные выше. Он имел определенный достаток и образование, а израильтяне были рабами у фараона, которые обслуживали и его в том числе. Хотя такие обстоятельства не могли сильно влиять на Моисея, так как он понимал, что и сам он происходит от израильтян, все же они могли довлеть над ним, возводя его в собственных глазах в более высокий ранг.

Во-вторых, если присмотреться к тому, в какой среде воспитывался Моисей, то можно обнаружить некоторые особенности, которые также могли оказывать влияние на Моисея. Перед поселением в Египте происходит разговор между Иосифом и Иаковам. Иосиф объясняет (Бытие 46:33,34):

«А вы, когда фараон спросит, чем вы занимаетесь, отвечайте так: «Мы, рабы твои, пастухи с детства, как и отцы наши». Тогда вас оставят в земле Гошен, потому что всех, кто пасет овец, египтяне считают оскверненными». (Российское Библейское Общество, перевод с древнееврейского). Сравни с Исход 8:26.

Далее сам фараон просит Иакова дать ему несколько пастухов для своего ската (Бытие 47:6). Видимо сами египтяне не желали быть оскверненными даже ради фараона, и у него были перебои с профессиональными пастухами. Таким образом, религия Египта и нравы египтян плохо отражались на отношениях с домом Иакова. Израиль выглядел в глазах Египта как что-то второсортное, не достойное внимания, презренное, с которыми иметь дело нужно только по необходимости.

Моисея же воспитывали, как сына дочери фараона, и все должны были с уважением относиться к нему и его положению в доме фараона. Поэтому Моисей с раннего детства мог иметь некоторые представления о простых израильтянах также как о второсортных людях. Возглавить целый народ, совершить бунт и таким образом добиться власти, для Моисея могло представляться, как возможность взойти на престол и занять место фараона, которое он не мог добиться впрямую никогда, из-за своего происхождения. А это совсем другой мотив поведения, хотя в первоначальных действиях это и незаметно. Доверить вывод народа такой линии поведения было бы совсем не уместно, и она могла бы завести далеко и в другую сторону.

Все эти влияния и тенденции египетского воспитания ему необходимо было преодолевать в зрелом возрасте. Поэтому в первый раз, когда он явил себя Израилю, Моисей, скорее всего, не был готов стать вождем в полной мере и осуществлять правильное и адекватное руководство народом и вести его согласно Божьему плану.

И даже спустя много лет в мотивах поведения Моисея нет, нет, да и проскальзывают, как кажется, нотки египетского влияния. В те моменты, когда и его твердая и закалённая вера слегка ослабевает. Так случилось в пустыне, когда народ жаждал воды и роптал на Моисея, что тот завёл их сюда:

«… и Моисей сказал: «Люди вы постоянно ропщите…. Я сделаю так, что из этой скалы потечет вода»…. Господь же сказал Моисею и Аарону: «Весь израильский народ собрался вокруг, но ты не оказал Мне почести, не показал израильскому народу, что сила произвести эту воду, у тебя была от Меня, не показал народу, что веришь в Меня. Я дам этому народу …  »» (Числа 20: 7-12.СоП).

Моисей по причине постоянного ропота народа был сильно разгневан на него. И при удобном случае хотел, возможно, несколько расквитаться с ними, чтобы они впоследствии так не поступали и не оказывали давления и не в без того сложных ситуациях. Моисею не хватило качеств. С другой стороны Моисей показал, что хотел использовать силу Бога и данную ему власть для решения своих проблем. Он злоупотребил своим положением, используя его не в том назначении, навлекая тем самым позор на имя Бога перед народом.

 41

 Итак, Моисей, видя к чему, идет дело, убежал из Египта в землю мадиамскую. Около сорока лет он находился в изгнании, такое же время израильтяне были оставлены без спасения. В среде израильтян оставшихся в Египте Бог не избирает другого и нового вождя для осуществления исхода. Это наводит на мысль, что Моисей и народ подготавливались и формировались к исходу, то есть, был некий период подготовки. Особенно это касается Моисея, после первой неудачи у него было, много времени для обдумывания случившегося.

Что же в этот момент случилось с Моисеем? Каким был сам Моисей до своего изгнания израильтянами и после? Это поможет понять, что чувствовал этот пророк Бога и с чем, ему пришлось столкнуться.

В самом начале, когда Моисей явил себя Израилю, это был весьма решительный и деятельный человек. Он проявлял сильную веру в то, что через него Бог даст освобождение Израилю, и был готов твердо отстаивать интересы народа. Ученик Стефан подчеркивая эти положительные качества Моисея, и говорит следующее (Деяние 7:22, 23, СоП):

«Моисей был обучен всей мудрости египтян и был силён в словах и делах. Когда ему исполнилось сорок лет, он решил навестить своих братьев, сынов Израиля».

В другом месте Писания, апостол Павел говорит о Моисее:

«С верой Моисей, когда вырос, отказался называться сыном дочери фараона. Он предпочёл лучше терпеть преследования вместе с людьми Божьими, чем короткое время наслаждаться греховными удовольствиями. Он считал, что немилость, в которую впадет ради Христа, драгоценнее, чем египетские сокровища, ибо он ожидал награды» (Евреям 11:24-26, СоП).

Несомненно, что все эти решения в той или иной степени Моисей принял еще до того, когда явил себя израильтянам и убил египтянина. Для такого поступка действительно нужны твёрдые качества личности и решительность. Моисей был ослеплен мыслью о своей богоизбранности. Это не давало ему возможности действовать адекватно происходящему. Такая мысль могла влиять на него так, что он мог начать думать, что если Бог избрал его, то все его действия направленные на спасения народа являются правильными. Он желал явить себя Израилю и сделал это известным ему способом. Тем не менее, отличительной, характерной чертой Моисея в тот период были такие качества: целеустремленность (он был силен в словах и делах) и вера в правильность выбранного им пути, решительность.

Моисей  после бегства из Египта в землю Мадиамскую, и на первых порах еще просматриваются присущие ему качества:

«Узнав о том, что сделал Моисей, фараон хотел убить его, но Моисей убежал от фараона и отправился в Мадиамскую землю. Там он сел у колодца. В Мадиаме жил священник, у которого было семь дочерей. Они пришли к тому колодцу, чтобы напоить овец, и стали наполнять желоб водой, но местные пастухи отогнали их и не дали набрать воды. Моисей защитил девушек и напоил их овец» (Исход 2:15-17, СоП).

Как видно и здесь Моисей поступает решительно. В Мадиаме он женится на дочери священника, и у него появляются дети. Там он проводит 40 лет.

 42

 Что же случилось с Моисеем после сорока лет его жизни в земле Мадиамской? Моисей сменил ритм жизни и вел достаточно спокойную, можно сказать неактивную жизнь. Эта жизнь сильно отличалась от той, что он вел или намеревался вести раньше. Здесь мы встречаем совсем другого человека. Когда он пас овец он увидел горящий куст и подошел к нему. Этот несгорающий куст привлек его внимание:

«Он увидел куст, который горел, не сгорая. Тогда Моисей решил подойти поближе и посмотреть, почему куст горит огнём, но не сгорает. Господь увидел, что Моисей подходит посмотреть на куст, и позвал его из куста, сказав: «Моисей! Моисей!»» (Исход 3:2-4, СоП).

Бог не сразу начал разговор с Моисеем, а сначала привлек его внимание к чуду и вызвал интерес. Только после этого Он начал разговор с ним. Бог указывает на страдания его братьев в Египте, и призывает его, вернутся туда, чтобы вывести народ (Исход 3:5-10). Все надежды Моисея, о которых он так мечтал до этого, можно сказать исполнились. Вот же - Бог является ему лично и разговаривает с ним, призывает его возглавить исход Израиля из Египта. Бог указывает, что его братья стенают в Египте, и Моисей своими действиями может помочь им. В религиозном плане он может исполнить Божье пророчество. Все это являлось большой честью для любого израильтянина. Личным разговором с Богом удостаивался не каждый пророк, а в прошлом такой чести удостаивались только праотцы израильтян, например Авраам (Бытие 22:1). Однако Моисей реагирует, на происходящее не так восторженно.

Несмотря на чудо горящего куста и голоса Бога разговаривающего с ним, Моисею трудно решиться пойти обратно в Египет. Бог словно уговаривает его делать то дело, для которого Он его избрал, и которое он так желал и сам совершить раньше. Моисей даже возражает Богу и отказывает Ему (Исход 3:11, 4:1, СоП):

«Но Моисей сказал Богу: «Я – маленький человек! Кто я такой, чтобы идти к фараону и вывести народ Израиля из Египта?… народ Израиля не поверит  мне…»».

Бог, несмотря на отказ Моисея, ведет с ним достаточно длинный диалог:

«Ты сможешь сделать это, потому что Я буду с тобой! - сказал Бог» (Исход 3:12, СоП).

Даже после нескольких знамений (чудес) показанных Моисею Богом, он все равно продолжает отказываться от своего призвания и назначения, отказываться от поддержки Бога, проявляя малодушие и некоторое неверие:

«Господи скажу тебе честно, я не искусен в разговоре… я заикаюсь и косноязычен. Господи прошу тебя пошли кого-нибудь другого, а не меня. Тогда Господь рассердился на Моисея…» (Исход 4:10, 13, 14, СоП).

Получается так, что Бог уговаривает Моисея, Он словно зависим от него. Трудно поверить теперь по прошествии времени, что тот, кто был силен в «слове и деле», теперь «заикается, косноязычен» и не решается выполнять задание Бога. Отказывается от того, о чем он так мечтал ранее. Перед нами предстает несколько неуверенный в себе человек, или даже совсем другой человек. Что же так изменило его?


Далее >>

Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz