Понедельник, 20.05.2024
"Лики Бытия"
Меню сайта
Форма входа

48

 После всех перипетий, связанных с самим исходом из Египта, Моисей получает закон. Самый важный, пожалуй, вопрос – можно ли соблюсти полностью этот закон или нет? И если нельзя, то почему собственно? Действительно закон исходил от Бога, значит, этот закон божественен? и т.д. Эти споры возникли уже в первом веке, и сама проблема была хорошо проработана в те времена только еще нарождающимся христианством. Посмотрим только некоторые тексты Писания по этому вопросу, все они однозначно говорят о законе:

«Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование» (Галатам 3:19).

«В чем же тогда назначение закона? Закон был добавлен позже, по причине греховности людей, и действовал до времени, когда пришел Потомок, который был обещан» (IBSNT).

Закон накладывал некие рамки, ограждающие поведение людей, указывающие им те пределы, за которые они не должны заходить. Сам закон в письменном виде, данный от Бога, то есть имеющий не человеческое происхождение, становиться некой отправной точкой, авторитетом в высшей инстанции. Это не устные предания и соображения праведных, но всё же людей, нет, это данность свыше. Как мы уже отмечали при появлении целого народа Бог не является каждому главе семейства, для изложения Своей воли, как это было с Авраамом. Все свои действия каждый теперь сверяет с данным законом. Закон указывает на греховность человека, на то, что его состояние перед Богом изменилось и является не самым лучшим. Он ограждал от неправильных действий, уводящих в сторону, однако он же служил и как указатель на нечто большее:

«Итак закон был для нас детоводителем ко Христу» (Галатам 3:24).

«Итак, назначением закона было присматривать за нами до прихода Христа»(IBSNT).

«закон был нашим строгим охранителем, который должен был привести нас к Христу» (СоП).

Вот так разные переводы Евангелия описывают это. Обличая грех закон, таким образом, указывал на Христа как на искупителя грехов. И своим неким символическим образом направлял внимание на лучшее, на полное прощение грехов, на основании веры. То есть, принося, например, каждый раз жертву за свои грехи, и делая это непрестанно, рано или поздно можно было задаться вопросом – есть ли такая одна универсальная жертва? И когда она будет принесена?

«Закон, будучи лишь тенью будущих благ, а не самими этими благами не может сделать совершенными тех, кто приходит, чтобы постоянно, из года в год приносить те же самые жертвы. Если бы закон был в состоянии это сделать, то разве они не перестали бы приносить свои жертвы? Поклоняющиеся были бы очищены раз и навсегда, и больше не чувствовали бы вины за свои грехи. Но эти жертвы служат для того, чтобы из года в год напоминать о грехе» (Евреям 10:1-4 IBSNT).

Нуждался ли Бог в постоянных жертвоприношениях – конечно, нет, как и говорит апостол Павел: «…Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду…» (Деяние 17:24,25). Необходимо было, чтобы каждый приходящий к Нему, понимал свое греховное положение. Это было условием взаимодействия Бога и грешных потомков Адама. Закон как раз и оговаривал именно условия такого взаимодействия. Заключивший союз с Богом народ, не только совместно преследовал некие цели, а именно появление Потомка, но и старался соблюдать обязательства связанные с этим союзом, пока не будет достигнута сама цель союза:

«Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой; и дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться. Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им; и тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам» (Второзаконие 11:13-17).

Закон является, таким образом, неким договором для достижения определённой цели, который обличает грех (как пункт договора) и указывает на саму цель, которую совместно (при той или иной степени участия) необходимо было бы достичь. Именно, грех, изъян в человеческой природе задает смысл всему действу, и понятно, что если на человеческую грешность не обращать внимания, то и цель становиться призрачной. Ведь в конце, при достижении цели, люди должны освободиться от греха и получить нечто большее. Ни будь этого, не было бы никакого смысла в соблюдении закона, он превратился бы в этические правила и обрядовую рутину, которую необходимо соблюдать, чтобы получить что-нибудь от Бога или не навлечь на себя Его гнев. Поэтому закон так много и конкретно говорит о том, что нужно делать и чего нельзя делать. Запреты и указания задают два вектора, от чего необходимо отталкиваться и куда необходимо стремиться. Тянут с одной стороны и толкают с другой, что само по себе указывает на необходимость такого усилия, то есть на неестественность человеческой природы, на её греховность, раз уж она нуждается в этом:

«Однако я бы не знал, например, что такое грех, если бы не существовало закона. Я бы не знал, что значит желать, если бы закон не говорил: "Не пожелай". Грех, найдя предлог в заповеди, породил во мне всевозможные желания, но без закона грех мертв» (Римлянам 7:7,8; IBSNT)

Если закон имел определённую цель и после её достижения был отменён, то он относительно локален, а не всеобщ. Однако, несмотря на свою локальность, данный закон все равно остается «…свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Римлянам 7:12). И действительно имеющий происхождение от Бога, хотя и локальный, он остаётся всё же неким слепком, того, что должно быть. Через него и через дела Христа (Иоанна14:9), мы можем понять суть праведного. Другими словами, суть и дух закона показывают мысли и волю Бога, опосредованно, как бы на примерах, раскрывают Его качества и намеренья нам. Как и указал Иисус:

«Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:36-40).

Так, например, «возлюбить ближнего твоего» не входит в десять основных заповедей закона. Размышления над заповедями, то есть, как конкретно необходимо поступать в тех или иных ситуациях, вполне обоснованно можно придти к выводу, что:

«… суть заповедей: "Не нарушай супружескую верность", "Не убивай", "Не кради", "Не пожелай" и любой другой заповеди одна - "Полюби ближнего твоего, как самого себя"» (Римлянам 13:9, IBSNT).

 49

 Локальный закон, тем более после его отмены, нет никакого смысла соблюдать. Закон был дан только одному народу, с которым был заключен союз с Богом, всё это было необходимо для достижения конечной цели. Соблюдать закон сейчас означает, что цель не была достигнута:

«Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Галатам 5:4).

Но что можно сказать о том времени, когда Миссия еще не пришёл? Понятно, что тогда необходимо было соблюдать закон в ожидании такого появления. Однако, можно ли было полностью соблюсти закон? И в чём заключаются причины невозможности соблюдения закона?

Павел, рассуждая о законе, говорит о не равнозначности жертв животных, приносимых за грехи людей:

«…потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Римлянам 3:20).

«…потому что кровь быков или козлов не может устранять грехи…» (Евреям 10:4 IBSNT).

«Ясно ведь, что никто не получает оправдания от Бога исполнением закона, потому что "праведный верой жив будет"» (Галатам 3:11; IBSNT).

С этой точки зрения закон носит временный характер, заменяя собой нечто большее, до того момента, пока это нечто не наступит. Таким образом, человек соблюдающий закон никак не может сделаться праведным перед Богом, так как он исполняет и приносит в жертву то, что не равнозначно по значению и не сравнимо с его жизнью, человек не может искупить себя, а значит даже под законом остается грешным и смертным:

«человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Псалом 48:8).

Выкупом за жизнь может быть только равнозначная цена:

«Грех вошел в мир через одного человека, а с грехом - смерть, и таким образом, все стали смертными, потому что все согрешили… Итак, как согрешение одного принесло осуждение всем людям, так и праведный поступок одного принес оправдание, дающее жизнь всем, как непослушанием одного многие стали грешниками, так и послушанием одного многие станут праведными» (Римлянам 5:12,18,19; IBSNT).

Такой жертвой и стал Иисус Христос, который добровольно умер за грешных людей.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Богом. Оно было в начале у Бога. Все, что существует, было сотворено через Него, и без Него ничего из того, что есть, не начало существовать… Слово стало человеком и жило среди нас. Мы видели Его славу, славу, которой наделен Единственный Сын Отца, полный милости и истины» (Иоанна 1: 1-3, 14 IBSNT).

Но как смерть кого-то, пусть и безгрешного, может служить основание для оправдания преступников? Дело в том, что как только первые люди отказались от Бога, решив жить самостоятельно, они отрезали себе путь. Справедливость требовала, чтобы они могли попробовать сделать задуманное, если что-то было в их планах или просто идти своим выбранным путём. Но, потеряв связь с Богом, они стали смертными, и теперь не могли передать бессмертие своим потомкам. Общаться напрямую, без посредника или намёка на будущего посредника означало бы выход за пределы справедливости. Поэтому были заключены временные союзы с праведниками (Ной, Авраам), а затем с целым народом (Моисеев закон), до прихода такого посредника.

Посредник, однако, не может просто так, сам по себе заступиться за грешников, так как он занимает сторону Бога и, следовательно, придерживается тех же принципов, что и сам Бог – грешники не могут общаться с Богом, они сознательно выбрали этот путь. Потомки первых людей сознательно такой выбор не делали, им достался он по наследству. Гипотетически окажись у них такой выбор, сделали бы они то же, что Адам и Ева или нет? Сам вопрос служит неким основанием для поисков справедливости. Можно предположить, что вполне вероятно, что под действием тех или иных обстоятельств, все без исключения люди сделали бы выбор Адама и Евы. А если это так, то нормы справедливости необходимо пересмотреть в сторону их «умягчения», уж слишком они строгие и совсем невыполнимые. Это отличное основание для начала действий – если нормы невыполнимы и их будут пересматривать, то чего собственно их соблюдать то? Возможно, именно это и привело некоторых ангелов к отказу от соблюдения правил Бога. Действительно, надежда на пересмотр требований давала хорошее и перспективное основание, ну не подписали же они себе сами приговор, пусть даже и отсроченный на некоторое время, затеяв бунт? Неужели они не понимали, что Бог намного могущественнее и сильнее их? На что-то же они надеялись, действуя так в Едеме? Надежда была связана, скорее всего с тем, что можно было что-то доказать, а это доказательство и служило основание для отступления и пересмотра. То есть они ничем не рисковали, сделав свой выбор, и их будущее, как им казалось, остаётся безоблачным. То же самое они обещали и первым людям, говоря им: «нет, не умрёте». Но как проверить данное утверждение?

Понятно, что необходимо, чтобы кто-то в теле явился на землю и попробовал пройти путь, соблюдая себя в святости и чистоте вплоть до смерти. Если это станет возможным, то, как только это произойдёт, так все, кто желает сделать выбор в сторону Бога, на этом основании могут получить, авансом прощение. То есть можно утверждать, что ставшие не по своей воле грешники, идущие за совершенным примером, будут такими же, они исправятся и будут праведными и на их выбор ничто не повлияет. Значит, выбор зависел от самих участников событий, а не от строгих правил, «навязанной извне игры». Другими словами, оснований для пересмотра первоначальных требований нет, и все они были справедливыми. Поэтому, умерев, Христос дал надежду, всем, кто идёт за Ним в Его посредничестве перед Богом, вплоть до полного совершенства.

«…потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1-Петра 3:18).

Вопрос был решен раз и навсегда.

 50

 Добавим несколько штрихов к картине развития событий описанной выше. Остается только добавить, что после вынесения вопросов относительно правил и законов, какие необходимо соблюдать, все взгляды были прикованы к Создателю. Кто еще может и окажется в силах ответить на них, ведь среди ангелов возникли разногласия, что делать, а чего нет. Некоторые из них завлекли на свою сторону и первых людей Адама и Еву. Понятно, только тот, через Кого «все, что существует, было сотворено через Него, и без Него ничего из того, что есть, не начало существовать» (Иоанна 1:3) должен рассудить всех, ведь даже ангелы тоже являются Его творением. Только Он мог в полной мере ответить на поставленные вопросы. Поэтому именно Слово, Сын Божий, и мог явиться на землю для осуществления плана.

Спор необходимо было выяснить, чтобы он не возник вновь в последствии. Тем, кто поднял эти вопросы, деваться было уже некуда и «игра» должна была быть доиграна до конца. Это хорошо видно из слов:

«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя? … И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя?» (Иов 16-11; 2:3-5).

 51

 Что же можно сказать о самом законе? Каким образом он выявляет грех, и почему соблюдая его, никто из грешных людей не может достичь оправдания перед Богом? Казалось бы, закон имеет набор вполне понятных и даже где-то, как кажется простых правил. На первый взгляд их вполне и по силам соблюсти. Мы не будем касаться правил поведения и обращения с поражёнными болезнями и другими правилами гигиены. Понятно, что смертные люди не имеют должного иммунитета, поэтому в конечном итоге умирают также и от инфекционных заболеваний. То есть соблюдение этих правил продлевало жизнь людей в те времена, когда еще про микроорганизмы и не знали. Рассмотрим далее хотя бы десять заповедей:

« да не будет у тебя других богов пред лицем Моим…

Не делай себе кумира и никакого изображения…

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…

Помни день субботний, чтобы святить его…

Почитай отца твоего и мать твою…

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай… ничего, что у ближнего твоего». (Исход 20:1-17).

Другими словами, первые три заповеди касаются почитания и поклонения Богу, поклоняйся только Ему и относись с должным уважением. Следующие - соблюдай субботы, почитай родителей и не делай что не должно. Всё просто и понятно, единственное, что настораживает и даже несколько пугает, так это такие заповеди как: не убивай, не кради, не произноси ложного свидетельства, ведь все они находятся не в конце свода закона, а входят в первую десятку. Они относятся к самым основным. Такая основа показывает, таким образом, о чем в первую очередь необходимо было напоминать.

Для праведного человека вполне естественно не только не делать что-то плохое, но даже и не желать этого своему ближнему. Поэтому можно было бы ожидать, что эти заповеди будут где-то в конце или середине всего свода закона и не попадут в первые десять. Вспомним, что Бог даёт закон не просто кому-то, а народу имеющего начало от праведного Авраама, и желающего быть праведным, и который на тот момент уже соблюдал некоторые правила. С детства люди изучали закон и в зрелом возрасте такие вещи, казалось бы, были уже очевидными.

Однако, такая простота и кажущиеся очевидность многих заповедей скрывает в себе непомерный труд по их соблюдению. Рассмотрим, к примеру, заповедь о субботе:

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

Но, что значит «не делай в оный никакого дела», то есть не работай? С течением времени к этой заповеди появились дополнения и уточнения, так мы встречаем следующее:

«Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деяния 1:12).

В субботу преодолевать расстояние более определённого, считалось работой и нарушением заповеди, хотя непосредственных указаний в законе нет. Чтобы её не нарушить, необходимо было постоянно следить за расстоянием, преодолённым в этот день. В другом месте мы встречаем:

«При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Луки 13:14).

Врачевание также считалось работой, в чём и был обвинён Иисус. Хотя при мгновенным исцелении, как это и было сделано, не просто заподозрить тяжёлый труд. Также:

«В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу» (Матфея 12:1,2).

Срывание колоском было причислено к жатве, что считалось работой. Мы видим, что простая и прямая заповедь стала «обрастать» подробностями и комментариями. И это только одна заповедь, есть еще и другие, которые говорят: почитай и т.д. Однако, как точно исполнить её? В евангелиях мы встречаем, что даже, казалось бы, верные рассуждения завели совсем не туда (Матфея 15:1-9, Марка 7:9-13).

 52

 Что же в конечном итоге произошло? Человек попал в бесконечный лабиринт уточнений и мелких правил, которые он не может учесть, как бы он не стремился это сделать. Человек в том состоянии, которое он унаследовал от Адама, не может всё предвидеть, все случаи жизни, поэтому ему требуются такие правила. Но полностью соблюсти их он не в состоянии. С течением времени стало понятно, что простой на первый взгляд закон стал непомерным в исполнении, все правила и уточнения невозможно учесть в отдельно взятый момент времени и даже запомнить без специальной подготовки или учёбы.

Хоть как-то соблюсти закон надеялись богатые и обеспеченные люди. Они это могли делать за счет других. Такой человек мог не отвлекаться на всевозможные мелочи, а, оставив их на попечение работников, заняться соблюдением всех правил:

«…соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Матфея 19:17-22).

В описанном случае именно богатый человек соблюдал, по его мнению, все заповеди. С течением времени те, кто соблюдал скрупулёзно заповеди, пренебрежительно отзывался о тех, кто этого не мог сделать: «Но этот народ невежда в законе, проклят он» (Иоанна 7:49). Как богатые могли соблюсти закон? Поручая те или иные дела своим работникам, они могли не касаться чего-то нечистого или осквернённого, соблюдать все тонкости закона и т.д. Однако, действуя посредствам других, они всё равно не могли исполнить всё. Их обслуживали такие же люди, которые могли что-то забыть, что-то не точно исполнить и т.д. Соблюсти закон, похоже, можно было только тогда, когда человек вообще ничего не делал. А это состояние подобное смерти, как только человек начинает что-то делать, так он сразу что-то делает не так, что и фиксирует закон. Такое положение отражено в некоторых заповедях, например:

«…выберите себе города, которые были бы у вас городами для убежища, куда мог бы убежать убийца, убивший человека неумышленно» (Числа 35:11).

Невозможность предвиденья событий, пелена непрозрачности мира, вот что, по сути, отражено здесь. Что будет, что и как сложится, этого никто не знает с точностью наверняка, поэтому-то и необходимы были, например, города убежища. Закон как бы заранее говорит, что человек не в состоянии себя определить, рано или поздно что-то подобное может случиться и поэтому необходимо принять меры.

«Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них» (Екклесиаст 9:12).

Другими словами, потеряв связь с извне, человек не может в полной мере видеть этот мир, знать об исходе тех или иных событий, знать, как чувствует другая сторона действия, во всём, даже в субъекте, видя только одну сторону такого взаимодействия – себя. В этом и есть греховность, человек стал самостоятельным и независимым, но утратил главное – с сокрытием от него мира, он перестал знать степень, меру, глубину, тех или иных действий, стал нуждаться в бесконечных правилах и законах, которые могли хоть как-то компенсировать такое отсутствие.

Само по себе отсутствие чего-то значимого и важной составляющей, когда-то определяющей его существо, часто служит побудительным мотивом найти хоть где-то такую связь. Дорога может завести к противоположным, мятежным силам, поэтому в законе отражена следующая заповедь:

«…не должен находиться у тебя … прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Второзаконие 18:10-12).

Заканчивая рассуждения о Моисее и законе, можно отметить, что даже праведному Моисею, не смотря на все заверения со стороны Бога было трудно проявлять веру, как и в случае с патриархом Авраамом. В продолжение истории с богатым человеком, надеющимся достичь спасения соблюдением закона, можно процитировать состоявшийся разговор далее:

«Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Матфея 19:23-26).

Спасение зависит от усилий, желания и веры человека, но в конечном итоге оно даруется, достичь его самостоятельно невозможно.

Но как Иисус Христос мог соблюсти закон? В евангелиях мы не встречаем Его постоянно пребывающим в храме. Наоборот, Он ходил среди простого народа. Следующие наши рассуждения о Иисусе Христе.


Далее >>

Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz