Понедельник, 20.05.2024
"Лики Бытия"
Меню сайта
Форма входа
1
Все пророки оставившие след в истории, имевшие дар предвиденья, часто обладали многогранностью способностей данных им, одно из них – они могли «видеть» самого человека стоящего перед ним. Они могли иметь представление о нем, его характере, планах, образе жизни и мысли даже не имея с ним непосредственного контакта.
Именно так и имея такие способности, Христос выбирал себе апостолов и знал их намеренья и планы. Видел, как они в Нем ожидают миссию спасающего Иерусалим и иудейское царство от владычества и господства Рима, чьё господство для иудеев того времени было крайне унизительно. Евангелие сообщает нам о постепенной трансформации взглядов Его учеников, от иудейских, до тех, которые и составили основу христианства позже. В этой трансформации прослеживается явная связь между тем, что они представляли раньше и к чему они должны были придти, явная связь того, что такая трансформация не могла произойти без знания в каждый момент времени мыслей Его учеников и участия в их планах, без проникновения в саму суть их духовных устремлений.
Но, дело касалось не только неких знаний и способностях «видеть людей насквозь», что в общем то и дало возможность закончить Его дело проповеди и привлечь к ней множество людей разных сословий. Дело состоит не в том, чтобы предвидеть события в окружающем мире в краткосрочной перспективе, как со случаем вылавливания рыбы его апостолами (в одном из случаев описанным евангелием по указанию Христа была выловлена рыба, во рту у которой была монета крупного достоинства).
«…то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. … но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя….» Матфея 17:24-27).
Способности касались долгосрочных прогнозов, которые нельзя подстроить специально или случайно и даже самой возможности преодоления физического мира, его законов, его строения, то, как он, этот мир является нам.
Без преодоления природы невозможно ходить по воде, исцелять людей притом не снадобьями и лекарствами, когда курс лечения длиться месяцами или годами, а исцелять мгновенно здесь и сейчас. Даже в наши времена исцеление слепых, хромых и с «иссохшими» конечностями стоит огромных усилий и времени. Преодоление «природы» касалось сокровенного - жизни и смерти людей, задача, не решенная до сих пор, и вряд ли она будет решена в обозримой перспективе научного мира.
Не удивительно, что всё, что делалось в частности Христом, многие называют просто вымыслом и сказкой, но здесь мы не будем рассуждать о ценности и достоверности дошедших до нас сообщений о тех событиях. О множестве людей проживавших на земле в течение всей истории, а также тех, кто живет сейчас и имеет такие способности - сняты фильмы и написаны книги. И мы постараемся, опираясь на дошедшее до нас, взглянуть на мир с другой стороны и посмотреть что это за мир.
2
История человечества, известная нам по самым древним источника, начинается именно с того, как сам человек теряет способности «видеть» мир. Мир из прозрачного и понятного превращается в загадочный и закрытый. Библия сообщает нам об этом так:
«И сотворил Бог людей по Своему образу и подобию, сотворил мужчину и женщину… Мужчина и женщина были наги, но не стыдились этого… Бог сказал…: «Вы не должны есть плоды с того дерева, что посредине сада, … а то умрёте…»… Она (Ева) набрала плодов с дерева и стала есть. С женщиной был её муж… и он съел их. И тут словно глаза у них открылись: они увидели, что на них нет одежды, что они нагие. …но Господь Бог позвал мужчину: «Где ты?» Мужчина ответил: «… испугался, потому что я наг, и спрятался»… Бог спросил мужчину: «Кто тебе сказал, что ты нагой? …». (Бытие 1:27 - 3:13. Современный перевод, СоП).
Здесь просматривается не только потеря доверия между всеми участниками описанных событий. Именно потеря доверия привела к тому, что Адам прятался, и люди не могли жить совместно, не одев на себя одежды, чего до этого они и не замечали. И дело не в том, что люди вдруг обрели какие-либо психологические комплексы. Здесь описан сам факт потери прозрачности мира. Любые отличия в людях без достоверности и подтверждения самых положительных намерений с противоположной стороны приводят к построению множество защит и препятствий. Прежде чем сойтись с кем-либо и доверять кому-то, люди подвергают друг друга проверке на идеологическом, культурном, психологическом и т.д. уровнях. И даже после это еще не факт, что когда-либо не будет «предательства» и «несбывшийся» надежды с одной из сторон. Чтобы кому либо доверять необходимо доказать, что ты такой же, мыслишь также, поступаешь во взаимных интересах, разделяешь те же культурные ценности и т.д., а это не что иное как ограниченность, той стороны которой все это доказывается.
Мир, основанный на связи и доверии с потусторонним, на взаимности смысла бытия двух миров, на доверии друг к другу через связь с тем миром, перестал существовать в одночасье. Перестала существовать сама основа - прозрачность целей и побуждений другой стороны. Человек превратился в автономную систему существования – врага Бога, в того, кто теперь не может иметь с Ним полноценную связь. Потеря этой связи и невозможность взглянуть за «кулисы» мира, а также восстановление прежнего – это история искупления – это и есть наша история.
3
Проследим некоторые подробности жизни первых людей. Из всего довольно пространного описания нас будут интересовать некоторые незаметные на первый взгляд обстоятельства. Начнем с того места, где появились люди и где они жили.
Бог сотворил множество растений, «траву, злаки и деревья» (Бытие 1:11, 12). Однако в Бытие не говорится, что они росли только в определённом месте, напротив сказано, что они появились на «земле». Это касается также и живых тварей: птиц, рыб, животных. Далее говорится, что все эти живые творения, включая человека, будут питаться этими растениями и всем тем, что они производят «…Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу;…» (Бытие 1:29, 30). Поэтому земля, в той или иной степени, была, скорее всего, примерно равномерно покрыта всевозможными растительными формами. Также и животные обитали и распространялись во многих уголках планеты.
Однако о месте, в которое поместил Бог человека, говорится отдельно. «Господь Бог посадил на востоке сад… и поместил там… человека» (Бытие 2:8, 9). Это произошло после сотворения всего живого на земле, то есть растений и животных. Бытие ставит эти события в такой последовательности: сначала Бог сотворил человека, а затем насадил сад, и только топом поместил туда человека (Бытие 2:7-9). Если это было так, то человек питался все это время от тех растений, которые росли уже к тому времени на земле. Человек не был сотворен и сразу, возможно, помещен в Едем. В пользу такого заключения говорит тот образ действия, каким пользовался Бог. При сотворении Евы, Бог сначала привел всех животных к человеку, и когда не нашлось ему подобного, только после этого сотворил Еву. То есть Бог не дал человеку жену сразу, а обратил внимание, на то, что нет ему подобного, и сделал это уже позже. (Адам мог наблюдать как происходит размножение в животном мире и имея подобные органы мог к тому моменту понять, что и ему необходима пара).
Возможно, нечто похожее было и с прекрасным садом. Адам ходил по земле некоторое, достаточно короткое время, возможно, всего несколько дней, и после попал в сад, где он мог сразу оценить всю прелесть этого подарка, ведь там было все необходимое. Адам, видя превосходство этого места по сравнению с теми, где он был, до этого, понимал, зачем за ним нужно было ухаживать и возделывать его «…И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.» (Бытие 2:14, 15). Он мог оценить всю заботу Бога о нем. Такая возможная линия рассуждения может косвенно характеризовать то особое место - Едем. Скорее всего, Едем, был особенным местом, в котором произрастало все потребное для человека и оно выделялось среди той природы, какая была вне сада. Чтобы поддерживать сад в хорошем состоянии, о нем необходимо было заботиться. Один (или два) человек не мог бы содержать очень большой сад в хорошем состоянии. Да это было и ненужно, ведь цель этого сада была, чтобы там росли «красивые деревья и деревья со съедобными плодами» (Бытие 2:9, СоП). Он служил и для питания человека. После согрешения Бог уже не проявлял такой заботы о человеке и Адам, не зная всего о сложнейшей экосистеме, какой являлся сад, испытывал трудности с едой. Оказаться вне сада было действительно наказанием.
Посередине рая было дерево жизни, дерево познания добра и зла (Бытие 2:9). Это, возможно, также указывает на небольшие размеры сада. Ведь, если бы сад был очень большим, то место нахождение этих особых деревьев, определить было бы затруднительно. Адам и Ева, скорее всего, не только знали, где они находятся, но и почти каждодневно могли сталкиваться с ним и вспоминать о том, как они должны поступать. Именно в такой момент и застал сатана Еву.
Таким образом, Едемский сад, скорее всего, был небольших размеров, который давал пищу для двух людей и который могли содержать эти два человека. Возможно, сад был в диаметре всего несколько километров. Большие размеры, судя по всему, и не были нужны. Все эти обстоятельства, возможно и оказали влияние на то, почему Адам и Ева не обзавелись детьми сразу, ведь непосредственно после сотворения мужчины и женщины, Бог заповедовал им: «обзаводитесь детьми, чтобы умножалось число людей» (Бытие 1:28, СоП). Однако дети у Адама и Евы появились только после согрешения, когда они оказались вне рая.
4
Первым людям было дано задание наполнять землю и распространять пределы рая: И «благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Ясно, что они одни не могли бы содержать очень большой сад, это было возможно, только благодаря появившимся детям. К моменту этого высказывания земля еще не была наполнена.
Как родители Адам и Ева они желали, чтобы их дети могли жить в прекрасном доме-саде, подобно тому какой был и у них. Но чтобы сделать такой сад, необходимо было некоторое время, нужно было приложить усилия для закладки и некоторой заботе о нем.
Поэтому перед тем, как у Адама с Евой появились первые дети, они, возможно, были заняты подготовительными работами. Они хотели хорошо подготовить, как свой сад Едем, так и заложить основание будущего сада, в котором с течением времени могли жить их дети. Таким образом, к моменту взросления детей никто не имел бы нужды ни в месте обитания и уединения, ни недостатка в пище и «доме» - личном пространстве обитания. Со временем в заложенном им саде, могли поселиться их дети и образовать свои семьи. Интересно, что в Бытие дается намек на то, что Адам и Ева понимали это. Так после сотворения женщины в Библии написано:
«Вот почему мужчина оставляет отца с матерью и соединяется женой, и двое становятся единой плотью» (Бытие 2:24, СоП).
Хотя не понятно, чьи это слова, Адама или того, кто писал Бытие – Моисея, тем не менее, Адам знал о том, как устроена семья. И что все другие его потомки будут иметь свои семьи, в которых будут муж и жена. После изгнания Адама с Евой из Едема, они не могли уже больше расширять приделы рая. Не могли обеспечить своих детей прекрасным садом, так как сами его уже не имели.
Сам факт изгнания говорит в пользу того, что сад имел ограниченные размеры. И сам факт, что вне рая они стали испытывать трудности с пищей, как указывает текст:
«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою… Адаму же сказал (Бог): за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься… И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.» (Бытие 3:17-19, 24).
Все это говорит о том, что сам сад и существование людей поддерживалось извне и очень мало зависело от их непосредственного участия. Адам не имел ни малейшего представления об окружающем его мире, о том, как он устроен, как им можно управлять. Несмотря, на то, что он некоторое время пребывал в раю, он был еще не опытен в познании и пользовании миром. Скорее всего, вся история и была задумана до того момента, как только Адаму будут даны значительные знания. Ведь тогда, очевидно у него не возникло бы желание сделать опрометчивый шаг, а теперь вне сада, потеряв связь с Богом, они начали испытывать трудности.
5
Как только закончила существовать связь с «извне», так сразу стало невозможно правильно пользоваться миром. Человек попал в непреодолимый лабиринт, где практически нельзя найти выход без путеводителя, и как бы не был долог путь, всё равно он закончится тупиком и смертью. Как и сказано: «в поте лица…» – не потому что, что-то изменилось в самом физическом мире, а потому что невозможно достичь любых целей и задач без приложения значительных усилий. Труд стал тяжёлым занятием, так как для достижения цели необходимо прикладывать массу усилий, идя методом проб и ошибок. То, что раньше давалось просто и легко и возникало само собой, достаточно было пожелать, теперь перестало существовать. Весь мир ангелов, который был направленный на это и держащий мир изнутри перестал быть доступен. И это было только начало.
Единственный путь познания мира оставленный человеку – опыт. Повторяемость результата из раза в раз – основа теперешней веры, основа науки и как следствие основа для массового производства. Но даже простой механизм, которому человек доверяет свою жизнь, необходимо подвергнуть множеству испытаний. Однако и после этого еще не факт, что были учтены все факторы и не произойдет отказ по тем или иным причинам. Другими словами, мир погрузился в «хаос», то есть для человека в набор случайных событий, которых невозможно предвидеть, имея ограниченные возможности. При конечности умственных и чувственных способностей, а также быстроте (ограниченной скорости) восприятия (как сказали бы сейчас – ограниченности вычислительной мощности и большой погрешности вычисления с почти непредсказуемым результатом уже после нескольких итераций) необходимо много времени для достижения чего-либо, апробации и испытания.
Решив однажды быть самостоятельными и лишившись поддержки извне, люди получили, то, что сказано в Бытие 3:17-19 (смотри выше). И это не наказание в том смысле, что кто-то специально, как бы на зло, будет притворять эти слова в жизнь, чего бы это не стоило и делать намеренно именно так – нет. Это простая констатация факта, неотвратимые последствия принятого решения.
Потеря произошла не только в потусторонним, но и через потустороннее связь прекратилась как с себе подобными, так и с животным миром. Поэтому и невозможно было оставаться как ранее, появилась необходимость в защите. Создается такое впечатление, что некоторые довольно сложные процессы протекали не сами по себе, а именно благодаря участию с извне. И без него они стали частично управляемые, то есть физические механизмы остались исполняться как и ранее, а тонкое участие и управление прекратилось, или прекратилось до некоторой степени. Из слов: «…в болезни будешь рождать детей…» можно заключить также, что Сам Бог до этого принимал участие в рождении каждого человека, формирую и закладывая в него всё необходимое и само рождение никого из участников не травмировало. По крайне мере так предполагалось, то есть до этого процесс рождения был управляемый из вне.
Управлять процессами как необходимо извне, то, что предполагалось изначально; теперь же всё пущено на самотёк. Тонкие механизмы регуляции перестали исполняться в полной мере. А из слов: «Господь Бог посадил на востоке сад…» можно сделать вывод о возможной степени такого участия. В одном месте выросло всё необходимое для жизни людей и даже система орошения была предусмотрена - «Из Едема выходила река для орошения рая…» (Бытие 2:10). Нечто подобное можно сказать и о других живых существах. Животный мир, продолжая выполнять свои физические функции, также перестал принимать во внимание человека, руководствуясь только своими инстинктами. Назначение некоторых представителей животного и растительного мира остаются загадкой и по сей день, после изгнания людей из рая, хотя до этого не было так: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Бытие 2:19).
6
Чтобы хоть как-то снизить степень своих трудностей как говорит Бытие 4:1, у них сразу родился Каин. Адам и Ева возлагали надежды на одного из своих детей, который вернул бы, по их мнению, им если не ту, прекрасную и вечную жизнь, то хотя бы рай, где не нужно так много работать. Похоже, что первенец Каин впоследствии возгордился важностью возложенного на него задания и не смог смириться с очевидным фактом, что Бог больше благоволит к Авелю (Бытие 4: 1-8):
«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его
В реакции Евы на рождение Каина можно найти и нотки удивления чуду, всё таки Каин – первый рожденный человек, и возложение на него некой надежды и надежды возможного своего спасения (ведь он человек от Самого Господа) и нотки разочарования в Адаме. Ничего нового и всё так нам хорошо знакомо из нашей жизни. Из этой истории поражает также то, с какой скоростью было потеряна простота и непосредственность безмятежного пребывания в Едемском саду. Всего лишь, через несколько лет, потомок первых еще недавно безгрешных праведников превращается в закоренелого преступника, отрицающего очевидное даже перед Богом (Бытие 4: 9):
«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?». Каин был рожден вне рая и не мог иметь представления о другом мире. Потеря связи с ним приводит человека в довольно замкнутое существо гонимое своими переживаниями и эмоциями, подчиняющиеся нехитрым причинно-следственным связям и примитивной логике. Мы видим настолько сильную закоренелость в ограниченности, что Каин полагает, что если этого никто не видел, то это легко скрыть, то этого как бы и не было.
7
На поддержку существования извне указывает и причина, по которой Адаму и Еве было запрещено возвращаться в сад.
В Едемском саду, в котором поселил Бог человека, произрастали два особых дерева: дерево жизни и дерево познания добра и зла (Бытие 2:9). Как упоминается в этом тексте Писания:
«…в саду стали расти… деревья…, а посередине сада Он (Бог) поместил дерево жизни и дерево познания добра и зла» (СоП).
В дальнейшем повествовании мы можем читать (Бытие 2:16,17; Перевод архимандрита Макария, ПаМ):
«И заповедал Иегова Бог человеку, говоря: ешь плоды со всякого (с любого, СоП) дерева в сем саду, а плодов дерева познания добра и зла не ешь… …смертью умрешь».
Таким образом, помимо всевозможных деревьев в саду были два особых дерева, стоящих отдельно посредине рая, дерево жизни и дерево познания добра и зла. Запрет на использование плодов распространялся только на одно из этих деревьев. Адаму нельзя было трогать плоды с дерева добра и зла. Никаких запретов и ограничений на дерево жизни не было наложено. Это подтвердила и Ева, когда сатана искушал её (Бытие 3:2,3):
«И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть».
Она указала, что им запрещено, есть плоды только с одного дерева. Поэтому, плоды с дерева жизни Адам мог употреблять, как от всякого другого. Он знал, где находится это дерево. Это следует из того, что сам текст определяет его место положение как посредине рая. Также на то, что Адам знал, место расположение этого дерева следует из действий Бога (Иеговы, ПаМ), после того, как Он выслал Адама из рая:
«Изгнав Адама из сада, Господь Бог поставил у входа охрану – ангелов-херувимов и сверкающий огненный меч, который, вращаясь, преграждал путь (охранять путь; ПаМ) к дереву жизни» (Бытие 3:24, СоП).
Несомненно, если бы Адам не знал, где находилось это дерево, то не имело бы смысла охранять путь именно к этому дереву. Поэтому, можно сделать вывод, что Адам не только знал, где находится это дерево, но и сам неоднократно пользовался им. Этот текст также косвенно указывает на размеры рая, они не были так уж велики, как кажется, как будто раем была вся земля.
Как сказано в Бытие эти два дерева стояли отдельно, посередине рая. Они стояли обособленно от других деревьев и, скорее всего, не так далеко друг от друга. Адам мог вкушать от дерева жизни, но при этом он видел и другое дерево, дерево которое, если его тронуть, принесло бы смерть. У Адама всегда был выбор, каким деревом пользоваться или деревом жизни или деревом «смерти».
Как видно, Библия использует наглядные образы, чтобы понятным способом показать при каких условиях человек может жить вечно. Адам получил жизнь и прекрасный сад, который создал для него Бог. В этом саду было дерево жизни. Ни в каком другом месте он не мог найти подобного дерева, которое бы давало жизнь. Поэтому, находясь в этом саду и вкушая от дерева жизни, Адам мог понимать, Кому он обязан всем этим. Дерево находилось в раю, в самом его центре. Поэтому, вкушая от него, Адам показывал, что он понимает Кем поддерживается его жизнь, и от Кого она зависит.
В противоположность этому неподалеку стояло другое дерево. Вкушать плоды от этого дерева означало бы, что Адам сам начал решать, что есть добро, а что зло. При этом это означало, что Адам стал бы смертным. Таким образом, независимость, от Бога, для Адама была смертельной. Это было первоначальным условием пребывания в раю, которое Бог исполнил, как только Адам вкусил от дерева познания добра и зла. Еще раз подчеркнем, что это не специально утончённое и изысканное наказание для неверных – нет, исчезнувшая поддержка из вне рано или поздно приведет к смерти.
Эти деревья вместе показывали, от кого завесила жизнь Адама и при каких условиях. Два противоположных дерева были подходящим символом и наглядным пособием, каждодневным напоминанием. Они не позволяли человеку забыть Бога и то место, какое он занимает по отношению к Нему.
Оказавшись вне рая, после согрешения, Адам не мог уже употреблять плоды от дерева жизни. Поэтому он начал постепенно стареть (претерпевать постепенные изменения) и, в конце концов, умер. Он потерял благосклонность Бога и Его заботу о нем, Адам лишился этого тем, что был выслан из рая. Теперь он сам должен был заботиться о себе, подобно богу, кем он и сделал себя, вкусив, от запретных плодов. Об этом событии Библия говорит:
«Люди теперь подобны Нам: они знают о добре и зле. Как бы они не сорвали плоды с дерева жизни и не стали жить вечно» (Бытие 3:23; СоП).
Теперь Адам не имел возможности, есть с дерева жизни, поэтому он потерял вечную жизнь (то есть стал «смертью умирать»), этот символ вечной жизни используется позже в заключительном пророческом образе - Откровение 22:2 (СоП):
«По обе стороны реки росли деревья жизни. Они приносят двенадцать урожаев в год, каждое из них плодоносит раз в месяц, а листья деревьев предназначены для исцеления народов».
Образ, уже множества деревьев жизни использующийся здесь, отражает получение некой награды и довольно хорошей и беспечной жизни.
8
Можно сказать, что только при признании своей зависимости от тонкого мира могла продолжаться райская жизнь. И действительно как говорится:
«…Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями...»(Псалом 8:5-9).
Хотя текст пророчески указывает на Христа как об этом можно прочитать в евангелиях, все же здесь проглядывается мысль, что человек ничтожное и весьма слабое существо и самому по себе ему нечем хвалиться, даже всеми достижениями, вместе взятыми, и они никогда не превзойдут Творца. Только признавая власть извне, и всецело опираясь на неё, он может рассчитывать на взаимность с извне и иметь её как незыблемую силу. Похоже, что это и было самым главным условием для пребывания людей в раю. Богом нельзя управлять по своему усмотрению, руководствуясь своими эгоистическому желанию и имея ограниченные знания и возможности, оставаясь при этом практически никем. То, есть полностью зависеть (в смысле смертью не умирать) от Него и при этом не следовать Его советам.
Уже многим позже христиане первого века, проникшись тем, что их проповедническая деятельность также поддерживается извне, с верой или вернее с той долей с какой можно опираться верующему человеку после согрешения Адама, также косвенно указывали на это:
«Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло…» (Иакова 4:13-16).
Вообще вопрос событий в едемском саду и клубок всех проблем, запутавшийся там не праздное любопытство. Решение или разрешение там создавшихся проблем мы просматриваем далее на протяжении повествования всей Библии. Однако на данный момент возникают вопросы более простые: Если бы Адам не согрешил, то, как бы пошла история впоследствии? Так, спустя много времени, писал Павел в Римлянам 5:12-18:
«Посему как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков… Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Другими словами Павел показывает, что искупление потребовалось после согрешения Адама для его потомков. Если бы Адам не согрешил или были бы потомки Адама, рожденные или зачатые до его согрешения (имеющие не запятнанную грехом репутацию), то история пошла бы по другому пути и не было бы теперешнего привычного нам мира.
Сам по себе Едемский сад и события, описанные в нём, представляет проблему для постэсхатологического христианства и других религий, в канон которых включено Пятикнижие Моисея. Если награда, получаемая праведниками связана с небесной надеждой, то что делать с землёй? Зачем она была сотворена и возможна ли на ней тем или иным образом организовать райскую жизнь, то есть рай? Если нет, то чего нужно придерживаться, каких принципов? Если жизнь на земле была сотворена Богом, то исполниться ли Его намеренье наполнить землю? Были ли намеренья Бога ошибочны изначально с организацией рая на земле?
А если жизнь для человека задумывалась изначально на земле, то почему после согрешения первых людей, все праведники должны непременно идти на небо? С чего это вдруг и когда был произведен такой резкий поворот и изменение планов Бога? Найдутся ли тому веские основания и объяснения? Эти вопросы в конечном итоге приводят нас к ожиданию второго пришествия Христа. Едемский сад и его буквальное существование в прошлом – эсхатология по своей сути и основе, то есть ожидание конца того мира, который был заложен первыми людьми и их эгоизмом, конца нынешней истории. Ожидания новой истории, такой, какой она была задумана для людей изначально. История пошла по руслу – потеря и вновь обретение потеренного.
 
Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz