Понедельник, 20.05.2024
"Лики Бытия"
Меню сайта
Форма входа

43

 До этого Моисей был уверен в том, что Господь Бог избрал его для спасения Израиля. Однако, когда израильтяне отвергли его, у него появилось, возможно, некоторые сомнения. Не зная всех планов Бога и то, почему Господь не спас народ тогда, Моисей теряется в догадках. Возможно, он начинает думать, что во всем виноват он и, что Бог вовсе и не избирал его для спасения Израиля. Всё это было так, случайность, простое совпадение, счастливая вероятность, выпавшая на его долю.

То, что израильтяне отвергли Моисея и даже пытались его убить руками фараона, для самого Моисея было большим ударом и нервным потрясением, он пережил, выражаясь современным языком психологическую травму. Теперь он уже не так ревностен в первоначальных устремлениях, как это он представлял себе ранее. Это видно из того, что когда он отправился обратно в Египет, по поручению Бога, у него не был обрезан его сын. Это было сделано не в момент рождения, на восьмой день, а только, когда его семья входила в Египет и по настоянию ангела (Исход 4:24-26 сравни Исход 2:21, 22). Это явно противоречило тому, что сказал соблюдать Господь Аврааму и его потомкам (Бытие 17:13, 14). Это было нарушением данного потомкам Авраама закона.

Моисей начал сомневаться в себе, да и возможно, в предполагаемом им пути спасении израильского народа из рабства. До этого времени Бог еще не осуществлял в полной степени все Свои обещания и намеренья, какие Он говорил предкам израильского народа (сравни Исход 6:3,4). После долгого времени сомнений, Моисей хотел иметь подтверждение того, что Бог на этот раз желает совершить спасение, тем образом каким он думал. Моисей при разговоре с Богом задает весьма странный, как кажется, вопрос:

«Но если я пойду и скажу израильскому народу: «Бог ваших предков послал меня», а люди спросят: «Как имя Его?», что я им скажу?» (Исход 3:13, СоП).

Задать такой вопрос, Моисея побуждали сомнения в себе, и даже в некоторой степени в намереньях и образе действия Бога. Он не хотел снова оказаться в ситуации, которая случилась с ним раньше. То есть после первой неудачной попытки, Моисей действует осмотрительнее.

 44

 Почему Моисей при встрече с Богом спрашивал о Его имени? Может создаться впечатление, что он не знал точного имени Бога. Возможно, в какой то степени это и было так. Однако Моисей хотел спросить нечто большее. Из ответа на его вопрос мы не узнаём чего особенного, чего не знали до этого:

«Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исход 3:14,15).

Другими словами – « Я Тот, Кто Я есть» или «Я окажусь Тем, Кем окажусь», «Тот Кто даёт всему становиться, существовать». Моисей, несомненно, знал имя Бога - Яхве, Иегова, оно не однократно встречается в книге Бытие, и употреблялось задолго до самого Моисея, его праотцем Авраамом (сравни Бытие 22:14). Это имя включает в себя много понятий. Так Бог может дать становится (или дать начало) всему, что он пожелает. Вопрос остается открытым - что же на самом деле пожелает Бог в тот или иной конкретный момент времени?

Однако, задать вопрос об имени Бога Моисея побуждали желание узнать намеренье Бога. Этим вопросом Моисей ищет не только подтверждения своим предположениям, как должен поступить Бог, освобождая израильтян. Не только успокоение себя, что с ним не произойдет того, что случилось ранее. Моисей, спрашивая Бога о Его имени, желает узнать Его намеренья, то есть Божий план действия относительно будущих событий. То есть, как проявит себя Бог? под каким именем Он себя откроет? От того, какое имя присвоит себе Бог, исполняя свои замыслы, и будет зависеть течение этих планов.

То есть Моисей хотел «прощупать почву» относительно того, с чем (или какой вестью) он явится к старейшинам Израиля. Понимая их настроения и желания относительно спасения, Моисей боится, что если он явится не с той вестью, какую лелеяли израильтяне, они снова могут постараться убить его руками египтян, как это было в первый раз. В тот момент Моисей еще не знает всей ситуации в Египте. Придется встретиться со всеми старейшинами Израиля. В таких разговорах, несомненно, речь пойдет о спасении и о Боге. Знавшие Моисея израильтяне, могли бы поднять многие вопросы, как относительно предполагаемого пути спасения, так и относительно полномочий Моисея. Возможно, такая встреча пугала Моисея, который оказался несостоятельным в первый раз.

Другими словами вопрос Моисея можно перефразировать следующим образом: Моисей спрашивает Бога: как Ты будешь действовать? Что Ты сделаешь, чтобы освободить израильтян из рабства? Насколько соответствует это представлениям народа? Не побьют ли они меня камнями? Нужен ли в таком случаи я Тебе, для исполнения Твоих замыслов или Ты будешь Сам действовать решительно? А если это так, то как Ты проявишь себя?

Это некоторое любопытство весьма схоже с тем вопросом, который задали ученики Христа при Его вознесении на небо: «Не в сиё ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деяние 1:6). Этот интерес понятен, после вознесения их учителя они останутся совершенно одни. Они к тому времени пребывают в волнении, их интересует, что и как произойдет в будущем. Ученики также ожидали быстрого прихода Христа, поэтому, они не думают, что встретятся со многими трудностями.

«И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь?» (Исход 4:1).

Что же Моисею отвечает Бог? Перефразируем этот ответ: «Не бойся, Я Бог всемогущий и сделаю, то, что необходимо сделать, чтобы исполнить Свои намеренья и вывести народ из Египетского рабства. Все, что Я обещал, Я исполнял и на этот раз всё исполню. Не бойся египтян, Я сильнее их и буду с тобой, чтобы оберегать тебя и народ. Не бойся идти и исполнять, что я тебе укажу».

 45

 С другой стороны в словах Бога и Иисуса нет явного ответа на волнения и переживания, как Моисея, так и апостолов. Возможно, это делается по понятным причинам. Как Моисей, израильский народ, так и ученики Иисуса не были готовы воспринять правильный ответ адекватно. Все они получили в ответ ровно столько, сколько могли усвоить в тот момент без ущерба для своей веры и этим ответом подготавливались к дальнейшим действиям.

Израильтяне, впрочем, как и сам Моисей, не были готовы идти за Богом до конца из-за того, что ожидали совсем другого спасения. Если бы им сразу сказать о том, что им предстоит пережить (десять казней, гнев египетского правителя и т.д.), то это могло повлиять на них не самым лучшим образом. Они бы, возможно, не только не приняли бы такое спасение, но всяческим образом противились бы его исполнению. Так как при десяти казнях, египтяне вполне возможно запугивали израильтян, что расправятся с ними, как только представится удобный случай за все казни устроенные над ними их Богом, то израильтяне могли из-за страха перед Египтом и из-за маловерия негодовать за такие казни и на самого Бога.

Такое напряжение просматривается из самого повествования развития событий в книге Исход. После того, как Моисей явился фараону с просьбой об отпущении народа, фараон наложил еще большее число работ на израильтян (Исход 5:3-18). Израильтяне, как можно ожидать, при первой же трудности негодуют на Моисея.

«И сказали (израильтяне) им (Моисею и Аарону): да видит и судит вас Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его, и дали им меч в руки, что бы убить нас» (Исход 5:21,22).

Народ не видят спасающей руки Бога и даже призывают Бога осудить Моисея за устроенное им зло. Моисей в свою очередь недоумевает после таких отрицательных результатов и также до некоторой степени негодует на Бога:

«И обратился Моисей к Господу, и сказал: Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, для чего послал меня? Ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавь же - Ты не избавил народа Твоего» (Исход 5:22,23).

Как народ, так и Моисей восприняли такой поворот событий не как действия Бога направленные на выявления сущности фараона (их качеств, как и предсказал Господь), а как действия Бога против своего народа, то есть против себя. То, чего так опасался Моисей, в конечном итоге и случилось, народ стал поступать согласно своим представлениям и никак не желал изменить свои взгляды.

Сам Бог понимал все тревоги Моисея и знает все эти особенности. Поэтому, несмотря на все, казалось бы, сомнения и даже маловерие и малодушие Моисея Всемогущий всё же имеет с ним дело и всячески ободряет его. И это несмотря на то, что сам Моисей то и дело предъявляет Богу претензии по тому или иному поводу, как это видно из Исхода 5:23.

И далее мы видим, что после того, как он пришел в Египет и впервые предстал перед фараоном, фараон наложил на израильтян еще больше работы. Моисей начинает жаловаться Богу, боясь повторения того, что случилось сорок лет назад:

«Для чего послал меня сюда? Я пошел к фараону и сказал ему то, что Ты велел, и с того времени он стал преследовать народ, Ты же ничего не сделал, чтобы им помочь!» (Исход 5:22,23, СоП).

Более тяжелый труд народа, вызванный действиями Моисея, мог возбудить против него восстание (Исход 5:20,21 сравни Исход 6:9). Этого то и опасался Моисей. Его все сомнения и опасения, как ему кажется, начинают подтверждаться. После следующего задания, Моисей говорит:

«Если народ Израиля отказывается слушать меня, то и фараон тоже наверняка откажется! … Но Господь… велел им пойти говорить с народом Израиля и с фараоном» (Исход 6:12,13, СоП).

Все эти слова Моисея показывают, что он не хотел идти на обострение отношений с народом и боялся этого. Также они указывают на то, какое спасение ожидал даже сам Моисей от Бога. Это должно было быть быстрое и легкое спасение – пришёл, сказал, народ вышел…. Однако сразу все пошло по другому пути, указывая на то, что у Господа были другие планы.

Бог, несмотря, на некоторое упорство Моисея, все же имеет с ним дело. Интересно отметить, что Бог в разговоре с Моисеем проявляет большое терпение. Господь принял во внимание, то, что пришлось пережить Моисею, то, как человеческое несовершенство и непонимание сказалось на нем. На протяжении всей этой истории Бог постоянно ободряет Моисея. A по истечении некоторого времени мы можем прочитать следующее:

«Слушайте! У вас будут пророки: Я, Господь, буду являться им в видениях и снах. С Моисеем же это не так!  Моисей – Мой верный слуга, Я доверяю ему весь дом Свой. Когда Я говорю с ним, то говорю с ним  лицом к лицу, а не притчами со скрытым значением. Я даю ему ясно увидеть всё, что хочу, чтобы он знал, и он видит образ Господний. Так почему же вы так осмелели, что восстаёте против слуги Моего, Моисея?» (Числа 12:6-8, СоП).

 46

 Мы не будем касаться всех казней и исхода, о чем можно прочитать в самой книге Исход. Мы коснулись лишь небольшой части. Зададимся лишь только вопросом - Что же было достигнуто в конечном итоге? Могло ли спасение быть организованно, когда Моисей в первый раз явил себя?

Оглядываясь назад и исследуя прошлое можно сказать, что, скорее всего, да, будь все участники данных событий готовы к этому. Однако мы не знаем всех обстоятельств, поэтому, вероятно, всё и было задумано так, как оно произошло. Обстоятельства, оказавшие влияние на мысли Моисея побудили его сделать первоначально резкие шаги, бегство, осмысление и возвращение. Чаянья народа, как это обычно бывает в истории, выражавшие тенденцию, что принадлежность к народу (религии, конфессии, церкви и т.д.) и есть легкое и быстрое спасение само по себе, где не нужно проявлять веру и качества, старание и стремление, достаточно формально быть лишь частью этого.

Вышеупомянутые представления при столкновении с реальностью вызвали большие трудности, что привело к переосмыслению их. Такое переосмысление проходило через череду кризисов. Кризис произошел и в судьбе Моисея. Здесь мы встречаем палитру чувств от отчаяния до неверия в благополучие изначального дела. Ограниченность и неведенье, отсутствие связи с извне, доставшиеся от Адама, побудило Моисея действовать от себя, как он считал тогда наилучшим образом. Только появление подобия связи стабилизировало ситуацию. Бог разговаривает с Моисеем и в диалогах дает ему понять необходимое.

Что же было достигнуто казнями? Не мог ли бы исход быть организован по другому? Ответ можно разделить на две части. Первая касается религиозного значения, то есть, превосходство Бога, а значит и религии, служило мощным стимулом для веры, как для тех, так и для дальнейших поколений израильтян, что способствовало осуществлению конечного плана. Вторая касается относительно краткосрочных планов. Мощь, экономика, военное могущество Египта, после казней было подорвано настолько, что у последующих правителей Египта не возникало даже мысли напасть на блуждающий в пустыне народ. Сделать так, то есть довести Египет до крайности в такие сжатые сроки, не могли естественные обстоятельства: война с соседями, неурожай, болезни и т.д. Иначе бы исход растянулся на долгое время, что исключало бы вхождение целого народа в обетованную землю. Вероятность рассеивания была весьма большой.

С другой стороны, если бы Моисей и народ знали бы заранее о всех планах Бога изначально. То есть, все они не лелеяли бы свои надежды, доставшиеся им от своего ощущения действительности, от того, как им казалось правильно. А могли ощущать и видеть все обстоятельства, принимая во внимание конечную цель, то стали бы они так бояться и нервничать? Ответ очевиден – нет. Страх, вызванный несоответствием внутренней картины мира с внешними обстоятельствами, периодически побуждал их проявлять неверие, проявлять самые плохие качества. А это означает, прежде всего, что они не имели такой возможности: представить, как оно будет на самом деле, и даже самые смелые и фантастические идеи спасения сильно не дотягивали до случившегося. Реальность оказалась совсем другой и то, чем они жили, был просто обман, частный случай чего большего, маленьким островком в огромном океане. Их недоверие строилось на том, что они не могли видеть действительность, как она есть, а руководствовались своим узким и ограниченным мирком. Это мы видим как в первоначальных действиях Моисея, так и в действиях народа.

Вся эта история, наполненная эмоциями, нервным напряжением и переживаниями иногда кажется смешной и даже вздорной. Как же они там не ведают, что вот-вот и всё будет нормально, где же вера у тех, кто произошел от самой веры, то есть от праведного Авраама? Как и в предыдущих случаях, фундаментальные ограничения, наложенные на человеческий мир, привели к этому.

 47

 Во всей истории с Моисеем не покидает чувство, что Бог словно готовит его еще до того, как сам Моисей начинает осознавать это, во всех смыслах. В детстве он еще нечего не понимает о своем положении, а с возрастом он слишком хорошо представляет себе, что и как может произойти. Несомненно, после этого возникает вопрос о свободе воли и свободе выбора. Вопрос не только в роли и выборе Моисея, но и вопрос в том, в чем же, в конечном итоге, виноваты египтяне? И действительно, они-то ничего не знали обо всем этом и следовали своим представлениям о «прекрасном», и роли «рабов» в их царстве. Мы видим, что Бог, словно замешанную глину формирует заранее готовый результат.

«… не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев» (Иеремия 18:6).

И далее говоря о фараоне мы встречаем слова, как будто не оставляющие фараону шансов, всё сделать без огромного ущерба для себя:

«Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если [не принудить его] рукою крепкою; и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас» (Исход 3:19,20).

Апостол Павел рассуждая на эту тему, указывает:

«Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?» (Римлянам 9:21).

Здесь интересно рассуждать с той точки зрения и логической линии, ведущейся с самого начало нашего повествования. Можно задаться вопросами: мог ли Моисей что-то предпринять, до своего сорокалетия, чтобы воспрепятствовать этому и/или повернуть события в другую сторону? Мог ли он сказать, например, что я хотел быть другим, а кто-то направил моё развитие не в то русло, и я в конечном итоге стал всего лишь сыном дочери фараона? Ответ очевиден – нет. Да и какой смысл противиться и отказываться от предложенного ему? Народ, так или иначе, будет выведен из Египта, все обстоятельства сложились именно так. Судьба народа была бы окрашена красками других его представителей, а Моисей потерял бы весь смысл своего существования. Ведь просто жить после полученных знаний, имевшихся устремлений и предложения полученного от Бога – простое прозябание.

Только к сорока годам он стал осознавать себя настолько, чтобы начать действовать. Не зная своего пути, всех возможностей, какие могли бы быть, всех вариантов, вероятностей наступления тех или иных событий, человек никак не может повлиять на тот или иной исход, как это мы видим в случае с Моисеем. Он идёт тем путём, каким его ведут и не более. И хорошо, если его свыше ведет Бог, а не набор тех или иных случайностей, при отсутствии Его ведущего начала (в смысле подобно водителю такси, доставляющего до места назначения). Претензий никто предъявить не может, как и требовать чего-то от Всевышнего. Да и что собственно предъявлять то? Претензии на возможные вероятности? Или вероятные возможности?

Другими словами, после согрешения Бог отстранил людей от себя, дав им, так желанные ими «возможности» и поэтому получилась, а вернее возникла другая для человека реальность. Какова же настоящая реальность? (А это возвращает нас снова в Едем.) Человек живёт, испытывая в своей жизни те или иные влияния, которые со временем могут овладеть им. Способности, интересы, качества личности формируются в этих влияниях и в малозаметных эпизодах жизни. И вот к определённому моменту времени человек имеет опыт, знание, подготовку, устремления и т.д. Знает ли, что и когда на него повлияло точно? Откуда у него те или иные стремления и способности? Отсутствие таких точных знаний и дает основание для рассуждений в духе:

«…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Луки 18:11).

Мы не знаем, какие обстоятельства влияли на тех или иных людей. И самое главное окажись мы в подобных обстоятельствах и дай нам пройти такой же путь, оказались бы мы там же, или же нас «вынесло» бы в еще худшее положение? Здесь субъекты совершенно не сравнимы, а возникшие причинно-следственные связи, подобно у упомянутого фарисея, могут завести слишком далеко, как описано в приведенной притче Иисуса (Луки 18:9-14).

То же самое можно сказать и о египтянах. Жили ли они так, или не так, это уже не важно. В один прекрасный момент они встали на пути тех сил, которым они не могли противостоять, даже призывая своих богов (т.е. противоположные силы). «…Ибо кто противостанет воле Его?» - говорит Павел о Боге (Римлянам 9:19). Им был дан шанс не следовать своему курсу, не противиться тому, чего они не понимали и тогда они могли бы выйти из ситуации без значительного ущерба для себя. Многие так и сделали (Исход 12:38). Те, кто не захотел, сами навлекли на себя проблемы и подвергли себя опасности. Они оказались в водовороте серьезных событий, о которых они не имели никакого понятия, ни о том, что должно произойти в конечном итоге, чью сторону они занимают, да и вообще о своём месте в этой истории. Им с детства «показывалась» картина мира с определёнными богами, которым они поклонялись и которые отвечали им взаимностью. Они гордились своими достижениями, могуществом и тем, что всего они добились сами…. И тут, какие-то рабы, жалкие люди, не имеющие ко всему этому ни какого отношения, говорят вдруг о каких-то требованиях. Ну, где, собственно справедливость? Рассуждая с их точки зрения, так всё понятно. Однако, зайдя в своих амбициях далеко и отказавшись подчиниться требованиям Бога, многие из них оказались просто «пушечным мясом», создав историю, на которой учились, да и  учатся до сих пор. Они оказались инструментом, которым хотели воспользоваться противящиеся силы в надежде одержать верх, но все они об этом не узнали.

С другой стороны знание и уверенность в словах Бога, что фараон «не позволит вам идти», указывают на нечто большее, чем простое упрямство. Ну, пошалили вроде, и будет, зачем всё заводить так далеко? Однако, силы стоявшие за ним, управляли им по своему усмотрению. Они также формировали, возможно, фараона с самого детства. Такое формирование не могло так просто всё разрешить мирно и спокойно. То есть «судьба» любого, может быть сформирована не только с одной стороны, она может быть сформирована и совсем с другой, противоположной стороны. Здесь рисуется весьма контрастная картина, в которой имеется только две краски.

«Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые» (Римлянам 6:19).

Апостол Павел говорит всего о двух сторонах, которые возможно занять в конечном итоге. Об этом же говорит и Иисус: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Матфея 12:30). Окончательное столкновение двух сторон отложено до поры до времени и если есть затишье, то это только перед началом событий.

И если смотреть немного глубже, то глина – всего лишь материал, из которого вылепляются объекты для их взаимодействия. Вопросы, поставленные в Едеме, заставят в конечном итоге всех вращаться около этих двух могущественных сил. Апогей, такого противостояния и будет происходить при окончательной «битве» в эсхатологической перспективе, то есть во время конца миропорядка установленного от Адама.

Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz