Понедельник, 20.05.2024
"Лики Бытия"
Меню сайта
Форма входа

19

      То, что было утрачено Адамом вследствие его выбора, та связь с извне, прозрачность и виденье мира, судя по всему, утратилось, хотя и резко, вдруг, но все же можно проследить некоторую неявно выраженную этапность. Это можно сделать по тем проявлениям, которые мы встречаем в книге Бытие. Так, например, в раю Бог непосредственно общался с людьми, так было и в тот роковой день:

«…И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» (Бытие 3:8,9).

После изгнания людей из Едема, Бог продолжал обращаться к людям в трудных для них ситуациях. Так было с Каином, несмотря на его последующее согрешение и убийство Авеля, мы находим довольно большой диалог Бога с ним, до этого момента:

«И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? … И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно… И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Бытие 4:6-15).

Вообще после прочтения книги Бытие в Писании, создается такое впечатление, что многие подобные диалоги и описания включены туда не только для связности повествования. Они раскрывают намеренье Бога, путь спасения которым Он вёл людей. Причины наказания и само наказание не только сосредотачивают наше внимание на следующем потомке Адама и Евы, как на предсказанном семени:

«…вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту…» (Бытие 3:15).

Каин, не смотря на все притязания быть избранным Богом, не становиться достойным этого. Сын Адама и Евы Сиф – тот, через которого произойдёт обещанное семя. Однако зависть и вражда Каина может стать препятствием на этом пути, как это показывает история с Авелем. Поэтому Каина Бог отстранил, вынуждая его скитаться: «...и буду изгнанником и скитальцем на земле… И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема» (Бытие 4:14-16). Каин вынужден покинуть своих родителей, и не может теперь пагубно повлиять на жизнь Сифа. Знамение, данное Каину, служило всем не только, напоминаем того, почему оно дано, но и сосредотачивало внимание на ожидании семени – если не потомки скитающегося Каина и его самого, со знамением чтобы никто его не убил, то потомки кого? Всё это оказывало мощное сдерживающие действие на самом раннем этапе истории.

Мы видим, что хотя люди и лишены того, чем обладали в Едеме, и стали грешными, все же Бог продолжает в некоторых случаях иметь с ними непосредственные диалоги. Это в особенности касается времени до потопа. Так Бог напрямую обращается к Ною: «И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями…» (Бытие 6:13). И, скорее всего, Бог это делает не потому, что желает такого общения, а из практических соображений. Не отреагируй в нужный момент, сатана сделал бы все возможное, воспользовавшись ситуацией, чтобы повернуть её в свою сторону, тогда о спасении людей не может быть и речи.

20

Как известно, потоп произошел всего примерно через какие-то 1700 лет после сотворения Адама (если судить по приведенным в Бытие родословным, глава 5). В до потопное время продолжительность жизни многих людей была достаточно долгой, например, Адам прожил 930 лет (Бытие 5:5), Мафусал 969 лет (Быт. 5:27) и т.д., т.е. через всего два три тогдашнего поколения. Это означает, что многие люди, современники Ноя, жившие тогда, не только знали историю, описанную в начале книги Бытие, но и лично общались с Адамом. Наверняка многие из них видели со стороны то место, из которого Бог изгнал первую пару - рай, или сад наслаждений, вход в который был закрыт и охранялся ангелами (Быт. 3:24): «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Но, несмотря на эти и другие признаки Божьего присутствия люди с течением времени сильно развратились, что указывает на то, что для веры в Бога ненужно постоянные чудеса и его проявления, как некий  постоянный признак.

Как мы уже упоминали выше, развращение началось стечением очень короткого времени, уже первый потомок Адама Каин убил своего брата Авеля. Еще при жизни Адама последствия стали очевидными настолько, что необходимо было предпринимать меры по их устроению. Вообще весьма интересно порассуждать о длительности жизни. Так современный мир с научно техническим прогрессом, оказавшим глубокое влияние на все стороны человеческой жизни, сделал это всего за 300 – 400 лет. От «средневековья», где технологии менялись мало или не менялись вообще на протяжении столетий до полета в космос, открытий в познании атома, медицине и т.д. Прогресс просто стремителен, но даже сейчас кажется, что его течение сдерживается по большей мере коммерческой выгодой – нет смысла изобретать что-то новое, пока не окупились затраты на уже придуманную продукцию. И рассуждая далее - от изобретения первых полупроводниковых ключевых устройств – основы любой современной вычислительной техники, до появления первых массовых персональных компьютеров прошло всего 40 – 50 лет, что составляет сознательную жизнь одного поколения. Достижения в микроэлектронике кардинально, до неузнаваемости изменили жизнь людей, повлияли на рабочие специальности и само отношение к работе и жизни. Однако приведенные цифры не идут ни в какое сравнение с отрезком временем и продолжительностью жизни в те до потопные времена. Временной отрезок тогда длился в 4 – 5 раз дольше, а жизнь человека в 10 – 15 раз длиннее.

Трудно сказать каких тогда высот могла достигнуть та, до потопная цивилизация, однако артефакты, дошедшие до нас ввергают ученых просто в шок, от непонимания как такое можно было бы сделать тогда. Согласно официальной версии развития истории в те времена не могло такое даже появиться в самых смелых мечтах тогдашних продвинутых ученых, не говоря уже о непосредственном или промышленном изготовлении. Некоторые вещи невозможно изготовить и по сей день, даже на современном оборудовании. Поэтому нет никаких оснований предполагать, что за почти 2 (два) тысячелетия от Адама до потопа, тогдашний прогресс не мог достигнуть высот значительно превышающий современный уровень развития. Возьмём всё те же полёты в космос. Единственное вне земное тело, которое посетили люди так это Луна – ближайший к нам внеземной объект. Всё остальное связанно с такими технологическими и вытекающими из этого финансовыми сложностями, что кажется, нет никаких аргументов, внятно объясняющих, для чего это будет нужно сделать и ради какой такой цели. Другими словами даже сейчас достижения науки и техники довольно скромные для осуществления простой и давней мечты человечества - межпланетные полёты, осуществляемые при этом также легко, как если бы человек находился на заднем сидении автомобиля или такси.

Библия сообщает нам о том времени следующее:

«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Бытие 6:1-6).

Здесь мы встречаем отличительные черты того времени. Первая из них - действие мятежных ангелов, присоединившихся в своём выборе к сатане, или как они названы «сыны Божьи». Эти создания явились на землю, чтобы удовлетворять свои противоестественные для ангелов желания, в поисках земных наслаждений и не хотели, чтобы им что-либо мешало, да и что или кто им мог мешать? Они намерено преступили закон Бога и знали, что за это им будет должное возмездие, что и побуждало их, возможно, действовать с дерзостью. От этого на земле стали появляться великаны или «исполины», земные потомки ангелов. Мощь, сила, уровень знаний, и самое главное воздействие на материальный мир ангелов значительно превосходят ограниченные человеческие возможности. Хоть как-то приблизить возможности человека, по точности, могут всевозможные средства контроля, измерения, применение вычислительной техники, то, что сейчас называется – высокоточным, то на что сейчас делается упор. К этому мы еще вернемся, лишь упомянем здесь данное соображение.

Вторая как уже упоминалось - достаточно большая естественная продолжительность жизни людей, доходившая почти до 1000 лет. Такой срок заставляет задуматься – это не какие-то 40 - 50 лет сознательного существования (после взросления, учебы и т.д.). Здесь можно, даже нужно и необходимо стоить длительные, долгоиграющие планы.

 21

       Два отличительных фактора, несомненно, оказывало сильное влияние на настрой и мысли тогдашнего общества. Неудивительно поэтому, что всего за 2 - 3 поколения от сотворения человечество развратилось настолько, что "наполнилась земля злодеяниями" (Бытие 6:13). Действительно, 700 – 900 лет жизни довольно длительный промежуток времени. Находиться так долго под влиянием чего-то вредоносного (в смысле психологического и духовного воздействия - образа жизни, отношения к действительности, религии, поклонения и т.д.) и не изменить своё мышление, не польстившись на это - трудная задача для любого праведника. Необходимо учесть еще, что падшие ангелы, заняв сторону сатаны, придерживались того же выбора Адама, а именно управляться самостоятельно без Бога. Скорее всего, они предоставляли людям всевозможные средства (знания материального мира, облегчающие труд людей … и т.д., да и просто необъяснимые «чудеса», т.е. обманом) для привлечения их на свою сторону.

Технические и научные достижения той древней цивилизации преследовали свою цель тогда, но и значительный задел делался на будущее. Эти достижения должны были дойти до нашего времени. Постепенное и неохотное открытие таких артефактов сейчас, а самое главное знаний, сдерживается намеренно, а именно преследуются определённые цели и планы по их раскрытию, но только в будущем. С этим мы, как и люди тогда, можем внезапно столкнуться в определённый период истории, когда нам вдруг и сразу предоставят всё необходимое чтобы сделать нужное логическое заключение, чтобы сделать окончательный выбор и склониться на сторону их обладателей. Но до этого, будет намеренное распространение той или иной информации, что где-то имеются такие технологии, что «и не снилось», технологии способные самостоятельно решить любые человеческие проблемы. От всеобщего благоденствия до продления человеческой жизни до вечности, то есть «возвращение» как бы снова в Едем. Будто бы внеземной разум, НЛО или тайные и надежно сокрытые (даже буквально, например, в пирамидах) знания древних цивилизаций приведут по сути всё к тому же, что и было в Едеме. На деле же они предоставляют только одну единственную альтернативу и шаткую надежду получить всё и сразу без связи извне, то есть управлять созданным Богом миром без Бога, следуя только своей воле, без приложения каких-либо усилий - ну просто заветная мечта и рай. Так, например, получение технологий от внеземного источника или представление «неопровержимых» доказательств существования разумной жизни где-то еще, делает ненужным обращение к Создателю – всё возникло и управляется само. Как и ранее цель обещания технологического прорыва и/или получение его из вне, а также показ чего-то нового, как предварительный результат такого прорыва - отвлечь от самого главного.

Возвращаясь немного назад, к выше сказанному, к Адаму и Еве и сравнивая с описанием действий мятежных ангелов до потопа, можно отметить слабо заметную связь. Не первые люди подняли мятеж, решив отказаться от покровительства Бога в любых вопросах. Ангел(ы) поставленные в Едеме, имели возможность оказывать влияние на людей подводя их к определённым мыслям. Может быть, поэтому они сдались так быстро и без «боя», их вели к этому, а они не сопротивлялись, это льстило им и они не стали хранить себя, а лишь только присоединились в удобный момент. Но самое главное, что можно отметить, что сам источник отпадения лежал где-то выше - в умах ангелов. Это слабое, но все же основание для дальнейших рассуждений об этих созданиях, и в данный момент оно лежит вне рамок нашего повествования. Здесь только подчеркнём некоторую ограниченность даже безгрешного человека, а также, чем выше положение, тем больше степень свободы и тем выше ответственность. И хотя Адам и Ева виновны и понесли должное наказание, зарождение источника вне рая служит неким основанием (на условиях) для надежды на возвращение всё на прежние места (в дальнейшем повествовании Библии рождение семени и искупление). Другими словами, с нас не снимается ни какой ответственности, но все же сам Бог борется за людей и их праведный выбор. Как пишет апостол Петр, по большому счету люди как грешники и потомки грешного Адама, в какой то степени, только и могут обещать Богу добрую совесть, то есть верить и стремиться в своих делах, подтверждать свою веру:

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом… во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести (а просьба к Богу о чистой совести, СоП), спасает воскресением Иисуса Христа…» (1-Петра 3:18-21).

Поэтому, сам факт того, что кто-то мог соблюсти себя в такой обстановке, да еще и в состоянии грешного наследия от Адама, при длительном воздействии из вне - настоящее чудо. Хотя о Ное и говориться, как о праведнике, который был весьма приятен Богу на фоне происходящего вокруг: «Ной же обрел благодать пред очами Господа. … Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Бытие 6:8,9). Все же мы видим, что и сам Бог желал исполнить свой план, и предпринимал меры по спасению Ноя, а через него и всех других. Как не желали бы мятежные ангелы навредить Ною и приостановить работы по строительству ковчега, но они, скорее всего, даже и близко не могли подойти к осуществлению этого. И уж можно представить себе Ноя строящего изо дня в день ковчег на протяжении долгого времени и испытывающего давление от окружающих.

Очевидно что, само положение вещей, со временем стало, представляло угрозу не только для планов Бога по спасению людей из рабства греха, но даже для самой жизни. Несомненно, потоп служил исполнению намерений Божьих планов. Пророчество, высказанное в Едеме (Бытие 3:15) должно было исполниться. Должно было родиться не запятнанное грехом семя от праведных людей. Промедление с уничтожением того развращенного рода могло свести такую возможность просто на "ноль", подобно тому, как удаление Каина положительно сказалось на благополучии Сифа. То, что случилось с Авелем, Енохом, родословие Ноя, а также число спасённых в потопе, указывает не только на, то, что праведных людей было не так уж и много на земле в то время, но и на то, что таким праведникам жилось довольно трудно. Приведём некоторые места Писания не из книги Бытие:

«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;» (2-Петра 2:4,5).

«Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу … Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евреям 11:5-7).

22

       Итак, мы видим, что не только желание и намеренье отдельных, но к тому времени уже грешных людей были основной движущей силой в спасении. Сам Бог предпринимал не малые усилия для спасения людей и это служило мощным основанием веры. Непосредственные диалоги Бога с людьми в те трудные времена, хотя не заменяли утраченную связь, все же значительно помогали и облегчали жизнь праведников. После потопа, можно отметить, что первый этап был закончен.

С одной стороны было бы глупо продолжать в том же духе и снова разрешить мятежным ангелам спуститься на землю в плотских телах, как это было до потопа, так как всё началось бы заново. Поэтому после потопа их действия, судя по всему, значительно были ограничены. С другой стороны необходимо было показать всем небесным созданиям, да и людям, чтобы стало очевидно, к чему может привести ничем несдержанные действия мятежников. Очевидным оставалось и то, что будут вестись и далее планы по искупления. Начался, можно сказать, второй этап.

Рассуждая о потере связи в Едеме и о источнике отпадения вне рая просматривается некоторая иерархическая структура, о которой упомянуто впоследствии Иоанном:

«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.» (Откровение 1:1).

Не вдаваясь в подробности, структура такова – Бог, Христос, ангелы, человек. Связь Бог - ангел - человек разрушилась в Едеме. Мятежные ангелы могли продолжать использовать связь ангел – человек, в некоторой степени, для своих целей. После потопа и эта возможность, как мы увидим далее, стала еще более ограниченной. Первоначально, судя по всему, связь ангел(ы) – человек подразумевало такое же единение как и отношения Адама и Евы до согрешения. Взаимодействие, приносящее радость, удовлетворение обоим сторонам, счастье и смысл – вот что подразумевалось Богом изначально. Косвенно на это указывают тексты множество мест Писания, описывающие отношения в духовной сфере (например, Христа и церкви и т.д.), мы не будем их касаться, а приведем лишь одно, описывающее отношения Бога и Слова:

«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; … тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время…» (Притчи 8:22,30).

Как упоминалось выше, человеку достичь возможностей ангела ни как нельзя, однако сделать это можно, если оснастить его необходимыми техническими средствами. Человек, например не может быстро и точно отреагировать на физические величины (которых может быть несколько), например, в сложной химической реакции синтеза, как это бы мог сделать ангел, направляя её в нужное русло, для получения необходимого результата. Однако, на его месте здесь с успехом может справиться автоматика, реагирующая на всевозможные датчики, управляя конечным процессом. После потопа и ограниченности связи с извне, развитие технологий и доведение их до приемлемого уровня к определённому моменту истории идет именно этим, одним и единственным путём. И этот путь безальтернативен, введу, рассмотренного нами выше.

Немного отвлекаясь от основной нити рассуждений, хотелось бы сделать небольшое уточнение относительно до потопной цивилизации. Если основная часть рассуждений сделанная нами верна, то можно утверждать с некоторой долей вероятности, что возможно мы никогда не найдём в археологических раскопках большого количества механизмов и машин, в привычном для нас понимании, оставшихся от той цивилизации. Ангелам они были не нужны в том виде или функционале как современные и в том количестве как нам сейчас для достижения поставленных целей, поэтому их просто может не быть.

Наша ограниченность не даёт нам никакой возможности теперь взглянуть за эту «пелену», увидеть, а что могло бы быть, если бы всё было так, как оно было хотя бы в до потопные времена. (Людей, которые могут это сделать единицы, обладающие возможностями превышающие естественные рядового человека, однако часто такие возможности также весьма ограничены.). Уже сейчас всевозможные «умные» машины и механизмы делают нашу жизнь лучше, а мобильные устройства намного расширяют наши возможности, до такой степени, что об этом ранее невозможно было и помыслить. И это касается не кого-то «большого» и важного, а рядового школьника. То есть, такие возможности, такой сервис, да еще с перспективой роста и развития в будущем, что отказываться от них просто глупо, особенно если отсутствует какая-либо альтернатива – таков наш, после потопный, мир сегодня.

Это можно проследить и по индустрии развлечений, которая тешит умы обывателей, предлагая приключения героев борющихся как бы за благо всего человеческого рода. Такие герои, всевозможных мастей, часто обладают сверхспособностями и/или сверхвозможностями, которые не только приобретаются ими от природы, но и достаются от применения секретных технологий или просто от магии и волшебства. Даже здесь преодоление ограниченности прельщает и влечет, увлекает, создавая свой мир, в котором нет привычного для нас порядка вещей.

23

После потопа процесс с мятежными ангелами перешел в разряд управляемых, ограничив их влияние и возможности. Нечто похожее произошло и человеком, по крайней мере, так можно предположить. Несмотря на отсутствие непосредственного влияния ангелов, всё же косвенное влияние нельзя было исключить. Действительно непонятно с чего бы это вдруг после непродолжительного времени после потопа люди объединились для не совсем понятной цели:

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли (прославимся этим и тогда не рассеемся по всей земле, СоП). И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Бытие 11:1-9).

Что не делай, но сопротивление возможности появления искупительного семени видно в намереньях строящих. Мировая империя или держава того времени не оставляла никакой возможности поклоняться вне рамок, которые намеривались установить тогда. Строительство такой империи могло привести к полному её захвату и подчинению всех живущих после потопа людей. Конечно, возникает резонный вопрос: с чего это они не с того не сего начали вдруг придерживаться определённой цели? Какая идея заставила большинство объединиться в едином порыве? Потерявшие надежду люди объединились в страхе выраженный в словах «и тогда не рассеемся», что они сгинут в веках, и никто о них никогда не вспомнит?

Ради этого они оставили свою спокойную, частную жизнь и стали объединяться для достижения чего-то, что не совсем нужно для человека живущего своей жизнью и своей семьёй. Мотивы поведения здесь выходят за рамки повседневной, размеренной жизни, а на первое место выдвигаются основополагающие принципы ограниченного человеческого бытия. Без этого им и жизнь не жизнь. Рассмотрению этого вопроса мы посвятим отдельное исследование.

Всю эту возню, судя по всему, затеяли потомки Хама (Бытие 9, 10 гл.), которые к тому времени, были прокляты и не могли надеяться на то, что от них произойдет обетованное семя, а значит, они не могли в полной мере надеяться на благосклонность Бога. Однако влияние отпавших ангелов нельзя исключить, уж слишком успешно и бодро началось возвеличивание нового царства, да так что сам Бог предпринял меры по устранению данного препятствия. Такими чувствами и мотивами как отчаянье и желание восстановить свой статус, утвердить себя любыми способами и воспользовались мятежные силы.

После потопа, также сократился период жизни людей в несколько раз. Уже через несколько поколений от Ноя, продолжительность жизни упала почти до привычной нам (Бытие 11гл.). А в псалме мы читаем, что «…дней лет наших семьдесят ...» (Псалом 89:10). Что-то изменилось в условиях существования на земле и изменилось кардинально, так что это отразилось даже на питании:

«…да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Бытие 9:2,3).

После потопа климат земли изменился настолько, что Бог дал указания употреблять в пищу даже животных. Такое положение не было предусмотрено при сотворении людей. Возможно, до потопа климат был более благоприятный. Хотя человек и добывал хлеб свой «в поте лица» своего, все же он не был очень суровым во многих уголках земли, как это стало после. Трудно сказать, что конкретно произошло: уменьшилось давление и содержание кислорода в воздухе, изменилась температура у поверхности земли, состав атмосферных газов и т.д., да это и не важно. Уменьшение продолжительности жизни стало, скорее всего, сдерживающим фактором, а значит, жизнь людей стала течь в необходимом русле, как на это указывает после апостол Павел:

«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деяния 17:26).

Итак после потопа ситуация изменилась. Изменились и немного взаимодействия Бога и людей. Рассмотрим это на примере Авраама.

24

       Момент возникновения новой религии в истории всегда любопытен и привлекает внимание. Можно сказать, что возникновение религиозных взглядов проходит через некоторые стадии становления, от предпосылок до некоторого установившегося, стабильного этапа. Рассмотрим этапы возникновения религиозных взглядов описанной в Библии с первых глав книги Бытие. Этапы развития, рассмотренные здесь, касаются именно разбора произошедшего с Авраамом и с его ближайшими потомками, то есть с момента возникновения таких верований, основоположником которых был Авраам, до появления народа Израиль, то есть национальной религии. А в дальнейшем заложили основу религиозного миропонимания в иудаизме и христианстве. По этим взглядам и их изменениям и можно воссоздать до некоторой степени этапы формирования религии берущей начало от Авраама.

Но нас будет интересовать при этом исследовании, не сухая действительность, а то каким образом Бог взаимодействовал с людьми, какая связь с извне была доступна тогда, как это сказывалось на поведении людей.

Представления о Боге в Бытие, как это записал впоследствии Моисей, и Его намереньях были несколько расплывчатыми, так как такие представления развивались постепенно, судя по повествованию в Библии и по ходу развития событий в Бытие. Как уже было сказано выше, из глав Бытия до появления Авраама на сцене, было известно, что Он Всемогущий Бог, сотворивший небо и землю, все, что обитает на ней, а также первых людей (Бытие 1-3гл.). После согрешения Адама и Евы Бог произносит некоторое пророчество:

«Вражду положу между тобою (змеем) и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3:15).

Оно и дало основание для надежды, что в будущем родится некоторый потомок, и он освободит всех людей от последствий греха Адама. Однако, где и когда это произойдет, никто не знал в точности. Пророчество, произнесённое Богом, судя по всему, выходит за рамки обычного взаимоотношения змей (то есть животных) и человека. (Эти идеи впоследствии были хорошо разработаны в христианстве).

Поэтому религиозные верования и обстановка до появления на сцене Авраама и его потомков выглядели не совсем понятными. Множество людей искали Бога и старались соблюдать известные (естественные) им заповеди так, как они себе их представляли.

К таким изысканиям можно отнести историю с Иовом. Предположительно такой человек жил в патриархальные времена, возможно, даже несколько раньше Моисея. Из книги следует, что друзья Иова, пришедшие его утешать в его горести, не имели до конца правильных представлений о Боге и Его делах:

«Господь сказал Елифазу: «Я рассержен на тебя и на твоих двух друзей, потому что ты ничего не сказал правильного обо Мне… » (Иов 42:7; СоП).

В Писании Иов упоминается как праведник и даже ставится в пример израильтянам, а впоследствии и христианам:

«…и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, - то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог». (Иезекииль 14:14).

«Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иакова 5:11).

Если Иов действительно жил в патриархальные времена, то рассуждения в этой книге, отражают до некоторой степени религиозные взгляды того времени. Эти взгляды в книге Иов подвергаются анализу и корректировки, что свидетельствует об их изменении, то есть об уточнении представлений о Боге. Это означает, что первоначальные взгляды (например, Елифаза) были не совсем точны, для тех кто жил позже.

Другим примером может служить Валаам. Хотя этот человек и занимался волхвованием, однако, Бог воспользовался им в качестве пророка:

« И пошли старейшины Моавитские … и пришли к Валааму… И сказал он им: переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь…  И пришел Бог к Валааму, и сказал: какие это люди у тебя?» (Числа 22:7-9).

Какие бы ни были представления у Валаама о Боге, все же Бог являлся ему, и это говорит о том, что Валаам знал о существовании Бога, который представлен в Писании и имел с Ним некоторые контакты. Валаам жил во времена, когда израильтяне только намеривались войти в обетованную землю, то есть значительно позже Иова. Тем не менее, очевидно, что существовали представления о Боге, который на протяжении истории являлся и другим людям, не израильского происхождения. Такие люди также имели представления о Боге и поклонялись Ему в соответствии со своими знаниями о Нём, как это и представляет нам Моисей, написавший Бытие. Это были представления о едином, всемогущем Боге и о спасении, которое должно было исходить от Него. Можно также утверждать, что идея о рождении некоторого потомка от Бога как спасителя всех людей существовала и тогда. Она брала начало с Едемского сада, после грехопадения Адама, то есть с самого начала библейской истории, и эта идея влияла на умы и устремления тех, кто искал Бога с выше описанными отличительными характеристиками. Когда-то такие стремления должны были воплотиться в реальности.

Далее >>

Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz