Понедельник, 20.05.2024
"Лики Бытия"
Меню сайта
Форма входа

34

 Попутно, можно заметить, что стратегия завоевания Ханаана потомками Израиля отличается от стратегии потомков Исава. Едом (народ состоящий из потомков Исава) расселился на границе обетованной земли к югу. Поселившись там и осев, они обосновались в той земле и скорее всего не были так настойчивы в приобретении земли обитания, вплоть до завоевания Ханаана потомками Иакова, не были так настойчивы как Израиль, который вырвался из египетского рабства. У Едома были уже свои поселения, обжитые места и некоторые отношения с соседями.

Также история с Иаковом положила начала тому, что в дальнейшем право на обетование уже имеет не только тот, кто родился первым (то есть по рождению), но и тот, кто исполняет заповеди Бога и к кому благосклонен сам Бог. В дальнейшем в Бытие мы не видим таких пространных объяснений, почему не старший сын, а один из младших братьев по последовательности рождения наследует обетование Божье.

Так происходит при благословении, даваемом уже Иаковом своим сыновьям. Не Рувим, первенец Иакова, не Симеон и Левий, следующие его сыновья, по причине греха и жестокости с их стороны не получают право первородства. Это право переходит к четвёртому сыну Иакова – Иуде (Бытие 49:3-8).

В случае благословения сынов Иосифа Ефрема и Манассии вообще не упоминается причина, по которой младший сын будет более велик, чем старший. Хотя здесь речь и не идет о праве первородства, все же это примечательный эпизод:

«И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии. И сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это - первенец; положи на его голову правую руку твою. Но отец его не согласился: знаю, сын мой, и от него произойдёт народ, и он будет велик: но меньший его брат будет больше его… И поставил Ефрема выше Манассии» (Бытие 48:17-20).

Такого же подхода следует ожидать и в дальнейших событиях описанных в Библии. Если кого и избирает Бог, то нет сомнений, что это достойный и праведный человек. Более подробное описание следует в особых случаях, когда или вводится новое понятие, или еще более уточняется старое. Это можно проследить на примере книги Руфь, а также в подробном описании истории с Раав при взятии Иерихона Иисусом Навином (Руфь 3:11; 4:17-22; Иисус Навин 2 гл.; 6:21-24). Эти две женщины не израильского происхождения смогли стать прародительницами царя Давида и в конечном итоге Иисуса Христа. Раньше, во времена патриархов, в жены себе брали из того же рода, что и происходил Авраам, а впоследствии тех, кто происходил от отца Иакова, как описывает это Исход:

«Некто из племени Левиина пошел, и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына…» (Исход 2:1,2).

Так родился Моисей, выдающийся пророк. Впоследствии, однако, женщины и не израильского происхождения, при условии их праведности и соблюдении израильского закона, могли быть женами израильтян и даже участвовать в Божьих планах. Если Авраам, Исаак и Иаков не желали брать таких женщин себе в жены и могли рассматривать это как нарушение религиозных установок, то по прошествии времени этот вопрос претерпел изменение и уточнение. При вхождении в обетованную землю ситуация у Израиля была совсем другой, чем во времена патриархов. У них был Моисеев закон, и они должны были прогнать все живущие там народы с этой земли. Все это ограждало их от культурного и религиозного смешения с хананеями, и другие ограничения в строгой форме были уже не нужны, возможно, поэтому и была внесена такая существенная поправка.

Эта ситуация «назревала» давно и требовала разрешения. Так, например, у Моисея жена была не израильтянка, за что его осуждали соплеменники (что указывает на определённое отношение израильтян к таким бракам в то время), а также жена Иосифа, сына Иакова, также была не израильского происхождения (Исход 2:16, 21; Числа 12:1; Бытие 41:45, 50). Однако, судя по «реакции Бога» на такие упреки в адрес Моисея, и тому, что Иаков благословляет сынов Иосифа и дает им даже удел среди их дядей, эта проблема как-то еще нейтрализовалась до времени правления судей в Израиле.

В Моисеевом законе, хотя и запрещалось вступать в родство с населявшими Ханаан народами, все же при некоторых условиях и обстоятельствах и в некоторых случаях такие браки разрешались

«Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен, и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену … если же она [после] не понравится тебе, то отпусти ее…» (Второзаконие 21:10-14).

Женщина должна была один месяц провести в доме будущего мужа, прежде чем могла стать его женой. За это время можно было определить её стремления и желание жить согласно законам Израиля, в противном случае она освобождалась от предполагаемого замужества.

 35

 Прослеживая этапы формирования религиозных устремлений и взглядов, берущих начало от Авраама до появления израильского народа, можно увидеть те мотивы, которые были заложены вначале и которые руководили жизнью патриархов. Можно полагать, что эти тенденции продолжали влиять и в дальнейшем на религиозные устремления израильтян. Некоторые религиозные установки претерпели значительные изменения и получили «развитие». Это можно было рассмотреть на примере брака и передачи права первородства.

Первоначально браки заключались практически между родственниками из одного рода, и право первородства передавалась старшему сыну по праву рождения. Со времен Исава и Иакова такое право стало передаваться не только по праву первенца (то есть по рождению), но по праведности (то есть не обязательно старшему брату, но тому из братьев, кто более праведен перед Богом). Со временем в жены можно было брать женщин и не принадлежащих роду Иакова и даже языческого происхождения, при условии их веры в Бога и праведности.

В Новом Завете эти идеи получают дальнейшее развитие (в отходе полностью от телесного происхождения, происходит движение к вере, как самому главному, основополагающему):

«Все вы - дети Божьи, благодаря вере своей в Христа Иисуса… Если вы принадлежите Христу, то вы - отпрыски Авраамовы и наследники в соответствии с обещанием» (Галатам 3:26, 29; СоП).

«Ибо тот, кто иудей только по внешним признакам, - не настоящий иудей, также как и простое телесное обрезание, - не настоящее обрезание. Настоящий иудей, скорее тот, кто иудей в сердце своём, также как и настоящее обрезание - это обрезание по духу, а не по букве. И хвала, воздаваемая такому человеку, исходит не от людей, а от Бога» (Римлянам 2:28,29; СоП).

То есть происхождение по плоти (рождение) не имеет для христианского понимания никакого значения, главным становится здесь вера. Происходит полная трансформация взглядов патриархов от права первенца к праву человека, который верует и поэтому избирается Богом. Такой человек может вообще не происходить от Авраама, Исаака и Иакова. Необходимо отметить, что сам процесс даже небольшого изменения любых взглядов протекает довольно длительно и для некоторых «болезненно». Особенно это касается религиозных установок. Как мы увидим далее, закостенелость в этом вопросе может сама по себе представлять некоторую угрозу.

36

Из рассмотренной выше истории бросается в глаза, то, как Бог вёл специально подготовленный народ к осуществлению своего плана. Невозможно себе представить, чтобы сами люди могли так вести себя без руководства свыше и достичь таких результатов. Действительно, то «странствуй по земле сей», то иди туда и живи там, то вдруг возвращайся оттуда. Каждое действие продолжалось на протяжении нескольких поколений, так что последние, могли уже потерять смысловую нить первых. Каждое действие осуществлялось тогда, когда это было необходимо. И действительно, еще в начале нашей эры многие народы, упоминаемые в Бытие, канули в века, и только остался один из которого и произошёл Искупитель.

Также мы видим, как изменилась взаимодействие Бога с людьми. Человеческая жизнь уменьшилась по продолжительности, так что одно поколение уже никак не могло видеть исполнение планов в будущем, а только, в лучшем случае, могло знать некоторую часть плана. Самое главное, что это же касается и тех, кто окружал семью и потомков Авраама на протяжении повествования, они также не могли знать и видеть конечное воплощение планов, их стадийность и степень исполнения при своей жизни. А потому не могли планомерно и сознательно противиться или воспрепятствовать осуществлению таких планов, они стали как бы «близорукими». Бог «водил» Авраама и его потомков по необходимым местам, так что если и возникали там  конфликты, то для их возникновения и развития необходимо было достаточно времени, прежде чем они могли перерасти в действительную угрозу. Чтобы сформировалась такая угроза людям необходимо придерживаться определённой идеологии, подобно Аврааму и его потомкам, на протяжении нескольких поколений. Ясно, что это сильно затрудняет сам процесс противления, который легко разрушить даже небольшим вмешательством. Как пишет Павел об этих событиях:

«Верой Aвраам, призванный идти туда, где ему в будущем было обещано наследство, подчинился и пошел, хотя он и сам не знал, куда идет. Верой он поселился в обещанной земле как чужеземец, живя в палатках (так же жили Исаак и Иаков, которые были наследниками согласно тому же обещанию) … Все эти люди так и умерли, храня веру, не дождавшись того, что им было обещано. Они видели это лишь издали и приветствовали. Они признавали, что на этой земле они всего лишь пришельцы и странники» (Евреям 11:8,9,13; Совр. Перевод НЗ на русский язык IBS).

Видна линия поведения, при которой исполняется небольшая роль, в общей цепочке событий, при которой исполнение этой роли и является самым главным, а не что-то еще. При небольшой продолжительности жизни новые поколения легче принимали необходимы изменения. Также мы видим, что Бог не только вёл людей, но вступался за них, борясь за осуществления своих планов, и никто не мог этому воспрепятствовать. Потоп не только извёл тот неправедный род, но самое главное стал способствовать после, осуществлению планов Бога. Необходимо заметить, что с сокращением жизни человеку стало практически невозможно охватить все этапы воплощения Божьих планов в действии. Человек, в дальнейшем, по ходу повествования Библии, сам по себе перестав видеть перспективу, стал более уязвимым и обособленным. Можно сказать, закончилось понимание того, почему и как в конкретный момент необходимо поступать для достижения конечной цели. В короткой перспективе всегда кажется, что цель можно достичь и другими способами, однако при более длительном времени охвата оказывается, что эти способы не жизнеспособны.

Нечто подобное произошло, скорее всего, с Исавом. Он не видел проблем в небольших отступлениях от указаний родителей (например, как следствие своих взглядов он взял в жёны хеттеянок, вопреки их советам), раз уж Бог всё равно обещал отдать эту землю ему. Похоже, что даже Авраам нуждался в подкреплении на данном пути, которое ему давал Бог постоянно:

«И сказал Господь Авраму: … Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Бытие 12:1,2).

«И было слово Господа к нему: … посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Бытие 15:4-6).

«И сказал Господь: … от Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли» (Бытие 18:17,18).

Не смотря на постоянные заверения Бога и его неявное присутствие с ним, Аврааму, как кажется, трудно не сбиваясь следовать одному указанию. Авраам жил среди не всегда дружелюбно настроенных соседей, и постоянно испытывая давление с их стороны, поэтому ему, наверное, хотелось прибегнуть к другому, более спокойному пути и хоть иногда иметь некоторые послаблениями. Но вера, близость и наставления Бога помогали ему стоять твёрдо на этом пути. Но даже, несмотря на это мы встречаем следующие его действия:

«Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя» (Бытие 12:11-13).

При всех заверениях Бога, практически при Его постоянном присутствии, Авраам предпринимает весьма осмотрительные шаги, то же мы наблюдаем и в действиях Исаака и Иакова позже (Бытие 26:6,7; 32 гл.). С одной стороны он не кичится своим особым перед Богом положением, но все же испытывает определённые стрессы и даже страхи, как это будет наблюдаться в последствии и у его потомков.

Создается впечатление, что будь мы на месте тех людей и в те времена, мы поступили по другому, и уж точно проявили веру по полной. Однако фундаментальные особенности, налагаемые на человека (отсутствие связи с извне и малая продолжительность жизни), указывают, что вряд ли мы поступили бы лучше, чем это было сделано теми людьми. Можно даже утверждать, до некоторой степени, что любой человек в лучшем случае будет поступать также, даже стараясь и стремясь изо всех своих сил. Хорошо рассуждать, когда всё уже наперёд известно, как сейчас нам, стоит только далее прочитать главы книги Бытия. Совсем другое дело, когда ничего не понятно, но нужно стараться соблюдать определённые правила, идти туда, делать то-то и жить там.

Долгое время опираться только на устные правила стало невозможно, тем более, что размножение потомков Авраама привело к появлению целого народа. Невозможно, да и нет такой необходимости, чтобы Бог, как Аврааму, являлся каждому главе семейства. Необходимо учесть еще и рассмотренные нами отличительные особенности постпотопного человеческого бытия, ограниченность и обособленность. Всё это рано или поздно приведет к некоему своду правил или закону в том или ином виде. Следующие наши рассуждения о Моисее и данном ему законе.


Далее >>

Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz